- «Хрустальный»: как реальная история насилия превратилась в потрясающий сериал
- Сценарист Олег Маловичко: «Рассказ про серийных убийц — это рассказ про всех нас»
- «Хрустальный» — один из первых оригинальных сериалов нового онлайн-кинотеатра KION. По сюжету один из лучших «охотников на маньяков» в Москве приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе Хрустальном. Сценарий написал автор «Метода» Олег Маловичко. О саморазоблачении в своих текстах он рассказал в интервью «Афише Daily».
- 🌀»Как реальная история насилия превратилась в сериал»©🌀
- «Хрустальный»: Никуда не уходит детство
- Обзор сериалов
- «Хрустальный»: Никуда не уходит детство
- Запретная зона: как сериал «Хрустальный» изменил восприятие темы насилия
«Хрустальный»: как реальная история насилия превратилась в потрясающий сериал
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по-крайней мере говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Социум в этом случае не очень-то помогает, потому что тема-то табуированная: предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!» И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой «Хрустального» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
Сценарист Олег Маловичко: «Рассказ про серийных убийц — это рассказ про всех нас»
«Хрустальный» — один из первых оригинальных сериалов нового онлайн-кинотеатра KION. По сюжету один из лучших «охотников на маньяков» в Москве приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе Хрустальном. Сценарий написал автор «Метода» Олег Маловичко. О саморазоблачении в своих текстах он рассказал в интервью «Афише Daily».
— Один известный режиссер, сделавший себе имя на историях про маньяков, сказал такую фразу: «Думаю, люди — извращенцы. На этом построена моя карьера». Чем вы можете объяснить популярность историй про серийных убийц?
— При этом все чаще в публичном поле начинается дискуссия, что любое интервью, документальный фильм, сериал или полный метр о маньяке — это романтизация его образа. Как вы относитесь к такой полемике?
— Не согласен с мнением, что фильмы о серийных убийцах повышают градус насилия в обществе. Мне кажется, динамика как раз обратная: это своего рода способ спустить пар и остановиться. Точно так же и компьютерные игры не провоцируют агрессию и стрельбу в школе. Мы все время пытаемся вынести какое‑то окончательное решение, можно снимать про маньяков или, наоборот, категорически нельзя. На мой взгляд, все зависит от каждого конкретного случая. Всегда дело в такте автора — его способности поговорить о случившемся тактично и сделать вывод, который далек от восхваления, который заставляет нас обратить внимание на это явление, сочувствовать и помогать не маньяку, а его жертвам.
Мы должны говорить обо всем открыто, но при этом проявлять такт. Если мы запретим фильмы о серийных убийцах, то они никуда не исчезнут. Из истории мы знаем, что самые страшные серийные убийцы действовали в обществе, где о них не упоминали. Нельзя замалчивать вообще ничего, ведь молчание работает на насильника.
— Про «Метод» вы говорили, что этот сериал задает вопрос, можем ли мы на зло отвечать злом или все-таки нужно отвечать прощением. Какой вопрос в таком случае задает сериал «Хрустальный»?
— Для меня это разные истории. Если в «Методе» мы больше смотрели на зло, которое несут в себе серийные убийцы, то в «Хрустальном» главным было исследовать героя и его травму. Все остальное, что происходит в сюжете, — это просто способ поднести зеркало к нему. Здесь мы смотрим на героя и пытаемся понять, как травмированное добро пытается выжить через зло, как оно пытается понять себя и восстановить.
— Город Хрустальный в сериале — это реальный прототип или собирательный образ провинциальных городков России?
— Я бы даже сказал, что этот город не столько собирательный, а, не побоюсь этого слова, архетипический. Есть такой тип умирающего моноресурсного города, живущего на дотации и утратившего смысл существования.
— В вашей биографии есть такой же город Хрустальный, и вы говорили, что хотели бы туда вернуться, но не ногами, а через рефлексию. Сценарий «Хрустального» стал такой рефлексией?
— Да, безусловно. Город, в котором я рос, до недавнего времени назывался Красный Луч, там началась война в 2014 году. И впервые идея этого сериала возникла, когда я прочитал новость о том, что власти Украины переименовали город. Теперь Красный Луч называется Хрустальный [на подконтрольной Украине территории]. Меня поразило несоответствие этого звенящего названия тому, что там происходило в этот момент, там ведь шла война. Война в Хрустальном — это само по себе оксюморон. Так родился образ сериала, который на самом деле рассказывает о детстве.
— Еще одна ваша цитата: «Любой сценарий — это обнажение и эксгибиционизм». Так работает каждый сценарист или в начале своего пути авторы неохотно откровенничают в сценарии?
— Как бы вы описали этот психотип?
— Это рефлексирующие травмированные люди, которые постоянно пытаются заглянуть к себе внутрь и заигрывают со злом в себе. Они не понимают, хорошие они или плохие, но хотят быть хорошими. Постоянно что‑то себе пытаются доказать. Это люди подполья, которые то ли боятся сорваться, то ли, наоборот, хотят этого.
— И Праченко, и Пронченко топят свои проблемы в бутылке. Так поступают многие герои российского кино. Почему алкоголь — это первый же путь, который они выбирают?
Опять же, вспоминая примеры западного кино и разных травмированных персонажей, например, Раста Коула из «Настоящего детектива», именно алкоголь является реакцией номер один на травму, а не уход в работу или социальная замкнутость. Думаю, это интернациональная беда.
🌀»Как реальная история насилия превратилась в сериал»©🌀
О сериале «Хрустальный» мы услышали от наших хороших друзей,а затем посмотрели отзывы и удивились. Неожиданно высокий рейтинг и куча положительных отзывов для очередного российского сериала про маньяков.. Но сюжет интриговал, и мы, долго не думая, сели смотреть.
Сергей Смирнов — один из лучших «охотников на маньяков» в Москве. По особому приглашению губернатора он приступает к расследованию похищений и убийств мальчиков в родном городе — Хрустальном. Сергей уехал оттуда в столицу много лет назад, пытаясь избавиться от травмирующих воспоминаний детства. Чтобы найти преступника, Сергею придётся ещё раз пережить те страшные события и взглянуть в глаза собственному страху.
🌀Актёрский состав | | Сюжет🌀
Сергей Смирнов (главный герой). Играет Антон Васильев.
Следователь из Москвы, которого отправили в его родной город расследовать дело о пропавших мальчиках. У него своего рода «нюх», и он настоящий профессионал. Всех отыщет, всех догонит, и всем от него еще достанется. Как и положено таким героям, Сергей пьет по черному и дымит как паровоз. И не только из-за работы. В детстве с ним произошло что-то, чего он не запомнил, но это его постоянно терзает в виде смутных видений, заставляет переживать все вновь и вновь.
Начальник полиции. Брат главного героя. Женат, есть двое детей и шикарнейший дом. Живой пример того, как ейчеловек может приспособиться ко всему. Принципиальный и упертый, когда не надо. И мямля, когда это действительно нужно. На протяжении всего сериала отношение к нему меняется. Сначала думаешь, какая же ты Гена сволочь, а в конце я даже его зауважала.
«Плохой» мальчик, который вырос и прогнул под себя весь город, в том числе и брата Сергея, начальника полиции. А это значит что? Что можно творить, что хочешь! Чем, собственно, Барс и занимается.
Мать-одиночка, воспитывает сына. Я подозреваю, что он от Гены, но возможно ошибаюсь. Очень горько было наблюдать, как на наших глазах разрушилась ее судьба. Как один день предопределил ее мрачное будущее. Было безумно жаль Катю, баба то хорошая, добрая, человечная. А вот обошлись с ней не по-человечески.
Вячеслав Игоревич (друг и учитель Сергея)- Владимир Виноградов
Лучший друг и наставник. Человек, на которого хочется равняться Сергею. Единственный, кто протянул ему руку помощи и научил справляться с проблемами, чего не сделали родные родители.
Сразу же в начале сериала появляются флешбэки главного героя, которые потом превращаются в отдельную нить повествования. В конце две ниточки, настоящего и прошлого соединяются, и дальше события происходят только в настоящем времени.
🌀Мои мысли и впечатления🌀
Поэтому сериал очень жёсткий, очень правдивый и жизненный. Он о том, о чем все молчат. О том, как жить дальше и можно ли назвать это полноценной жизнью. О равнодушии родителей к собственным детям.
Кстати, сериал основан на реальных событиях. И в основу легла печальная история самого режиссёра, который пережил на себе домогательтства отчима. От испуга маленький мальчик выпрыгнул в окно и сломал ногу, эта сцена даже есть в сериале.
Я обязательно рекомендую этот сериал к просмотру. Начиная, я думала будет обычный рядовой сериальчик про маньяков. А увидела настоящую драму. Затягивает с первых же минут. Но остаётся ооочень тяжелый осадок после просмотра. Лично я отходила несколько дней, думала об этой истории. Это не тот сериал, что посмотрел и забыл, он оставляет след.
Мои отзывы на новинки сериалов и кино:
«Хрустальный»: Никуда не уходит детство
Обзор сериалов
«Хрустальный»: Никуда не уходит детство
На платформе KION вышел последний эпизод сериала «Хрустальный» — одного из оригинальных проектов нового сервиса, снятого по сценарию Олега Маловичко, частично основанному на реальных событиях. Десятисерийный детективный триллер, поначалу походивший на все остальные истории про преступления в маленьких городках и столичного следователя, к финалу превратился еще и в весьма забористую психологическую драму про детские травмы и родственные отношения. В этом смысле KION в очередной раз стремится шагнуть чуть дальше других онлайн-кинотеатров и затронуть болезненную, актуальную и все еще во многом табуированную повестку — на этот раз речь о насилии, воспоминания о котором заблокированы не только защитными механизмами мозга, но и страхом социального неодобрения, и разрушительных последствиях молчания. Все маленькие города похожи друг на друга, все несчастливые люди несчастливы по-разному.
В шахтерском поселке с поэтическим названием Хрустальный объявился маньяк – уже второй за последние 30 лет. Как и его предшественник, которого вроде как поймали и посадили, новый душегуб (а новый ли – такой вопрос тоже обязательно возникнет) похищает маленьких мальчиков, насилует, пытает и убивает их. Следствие ведет местная опергруппа под руководством Геннадия Пронченко (Николай Шрайбер). На подмогу отправляют московского детектива, человека не случайного – Сергей Смирнов (Антон Васильев) не только вычислил нескольких серийных убийц, пользуясь собственной методикой в духе «хочешь поймать преступника – думай как преступник», но и вырос в Хрустальном. Когда-то он носил фамилию Пронченко, а Геннадий приходится ему родным старшим братом. С малой родиной и родней герой, впрочем, давно оборвал все связи: с городом – потому что именно здесь он сам, будучи ребенком, подвергся насилию, с семьей – по более сложным, но также берущим начало в травматическом детстве причинам. Возвращение в Хрустальный и встреча с Геннадием дается Сергею непросто, но то ли еще будет.
Главное достоинство сериала – неожиданно плотный сценарий, изобилующий сюжетными линиями и водящий зрителя не только по серым, мрачным, с остатками советской эстетики и повсеместными следами постсоветского разрушения улочкам города, но и по самым темным закоулкам человеческих душ. Натурализм в кадре, учитывая тему насилия над детьми, весьма некомфортный, но «Хрустальный» берет все же не визуальной смелостью – таким уже не удивишь – а смысловой. Разговор о насилии и абьюзе, все еще вызывающий в российском обществе реакцию «зачем вообще о таком рассказывать?», в сериале обретает силу причинно-следственных связей, собственно, на этот злосчастный вопрос и ему подобные отвечая.
Главный герой – с виду классический сериальный мент, мрачный, циничный, не выпускающий из рук сигарету и вечно пьяный – оказывается таким не без основания. Да и остальные, и мужчины, и женщины, уже умершее или еще живущее население Хрустального, — сборище глубоко искалеченных людей. И не столько обязательно процветающей здесь исконно русской коррупцией и бандитско-полицейской круговой порукой, сколько проблемами исключительно психологического характера, пусть в некоторых случаях на первый взгляд и весьма топорными (девушку изнасиловали в юности, и теперь она торгует телом на трассе), но по ходу действия оказывающимися более глубинными. К тому же на примере небольшой общины выводы куда нагляднее, ведь все друг друга знают, все всё помнят, и рано или поздно ты оказываешься «в постели с врагом», иногда фигурально, а иногда буквально.
Стоит отдать должное и дуэту двух главных персонажей в исполнении выбравшихся из однотипных второстепенных ролей Антона Васильева и Николая Шрайбера. Помимо того, что сами типажи подобраны удачно, актерам удается добиться необходимой, не совсем здоровой химии, заставляющей поверить в родство. К тому же обоим действительно есть, что играть, за мнимой простотой той или иной истории и узнаваемостью того или иного характера всегда скрывается что-то или кто-то еще – слоганом сериала легко могла бы стать линчевская фраза «совы не то, чем кажутся» (куда без очередного «русского Твин Пикса»). Концентрация негодяев на квадратный метр, конечно, зашкаливает, так что зло становится в Хрустальном обыденностью и действительно способно затеряться – это вам не Чикатило Нагиева в пугающем, почти клоунском гриме. Лучом света в этом максимально непроглядном темном царстве оказывается терапевтический эффект расследования (к слову, среди персонажей есть и психолог). Детективная линия, если подумать, не является основной, хоть и остается весьма яркой и держащей в напряжении и сомнении до последнего – кто только ни оказывается под подозрением, причем весьма убедительно – но заключает в себе, думается, первостепенную миссию сериала.
Антон Васильев: «Сейчас есть мода на «шептательный реализм»»
Прежде всего «Хрустальный» — попытка художественного, жанрового, а потому зрительского, привлекательного для аудитории осмысления сразу нескольких повсеместных и ужасающих явлений. От очевидных и однозначно порицаемых до в каком-то смысле куда более катастрофических. Наглядная демонстрация того, как работает индивидуальная и коллективная память, и того, как, следуя принципу домино, рассыпается по кусочкам целая жизнь. Невинные дети, смотрящие голубыми глазами из многочисленных флэшбеков, вырастают в затаивших обиду, несвободных, обиженных на весь мир и сгладывающих собственное чувство вины взрослых, не умеющих говорить, клеймящих жертву и живущих с постоянным чувством стыда — за себя и за того парня.
Смотрите сериал «Хрустальный» на платформе KION.
Запретная зона: как сериал «Хрустальный» изменил восприятие темы насилия
В новом онлайн-кинотеатре KION от МТС вышел сериал Душана Глигорова «Хрустальный». Это история проработки детской травмы длиною в жизнь. Параллельно с этим главный герой разыскивает маньяка в своем родном городе. Разбираемся, как проект по сценарию Олега Маловичко изменил восприятие насилия на экране. Зарегистрируйся на KION уже сейчас и весь месяц смотри новые проекты бесплатно.
История нового эксклюзива KION развивается вокруг следователя Сергея Смирнова, персонажа актера Антона Васильева. Он — опытный «охотник на маньяков», который имеет хорошие показатели раскрываемости преступлений. Смирнова хвалят коллеги за его уникальный метод; чтобы поймать маньяка, он старается мыслить как маньяк, встать на его место.
Оказавшись в Хрустальном, городе, где Сергей вырос, герой придерживается той же тактики, но к успеху приходит не сразу. Всему виной вкрапление личного в его профессиональную деятельность; когда-то много лет назад маленького Сергея изнасиловали. Причем сделали это несколько раз (сначала — местный маньяк, которого позднее поймали, потом ребята-старшеклассники надругались над ним на отдаленном от города пляже).
Подобные истории в российских реалиях — давно не редкость. Но попытки положить реальный опыт на сценарий художественного произведения, кажется, до «Хрустального» толком не было. Сюжет сериала основан на реальном опыте одного из его создателей, который подвергся избиению и попытке изнасилования со стороны отчима.
Актер Антон Васильев сыграл главную роль в сериале
Идея того, что насилию в обществе может подвергнуться не только женщина (в патриархальном мире по-прежнему представляемая как «слабый пол»), далеко не нова. Но говорить об этом публично не очень-то принято — как женщинами, так и мужчинами. Угнетающий тезис «сама виновата» если и перестал «сидеть» в наших устах (да и то не во всех), то остался где-то на подсознании. Поэтому насилию на экране чаще всего подвергаются именно женщины: потому что одела короткую юбку, потому что не научилась самообороне, потому что не написала заявление, когда нужно было это сделать, потому что предпочла молчать, когда нужно было говорить.
«Хрустальный» же показывает, как травмы могут изменить с ног на голову и жизнь мужчины — буквально сломать его, побороть любые амбиции, низвергнуть любые попытки позитивного мышления. Сериал представлен в типовом для драматических многосерийных историй формате 50-минутных серий. При этом эпизодов в сериале всего 10, что позволяет не слишком-то затягивать развитие действия и дать зрителям ожидаемую развязку, ближе к которой накал эмоций по обе стороны экрана возрастает до предела.
Конечно, «Хрустальный» — совсем не кино про поиск маньяка. Таинственный убийца, похищающий и насилующий детей, в сюжете Олега Маловичко не более чем триггер, «спусковой крючок», который толкает персонажа Антона Васильева к терапии, к изменениям привычного уклада жизни. На первый взгляд кажется, что он смирился с инцидентом из далекого детства. Но позже становится понятно, что не помогают ни замкнутость, ни алкоголь, ни напускной мачизм, который проявляется, стоит Смирнову остаться наедине с женщиной.
Безусловно, подобных проектов должно быть больше. Во времена, когда мир идет к целостному равноправию, историй о травмах, о мужчинах, позволяющих себе быть слабыми и сломленными, о героях, которые не чураются проявлять эмоции и быть живыми и разными, должно быть гораздо больше самых разнообразных историй. Возможно, наблюдая подобные образы в художественных проектах, к людям, пережившим такое в реальной жизни, также изменится отношение.