- Назначение Хабенского худруком МХТ вызвало вопросы
- Хабенский возглавил МХТ, Кехман стал гендиректором МХАТа
- Константин Юрьевич Хабенский
- Артисты труппы
- Артисты, занятые в спектаклях МХТ
- Директор «фабрики театральных событий». Хабенский – новый худрук МХТ
- «Ситуация была напряженная»
- «Женовач – не Серебренников»
- «Хабенский – человек изнутри театра»
- «Это не замена оппозиционного худрука на сервильного артиста»
Назначение Хабенского худруком МХТ вызвало вопросы
Артист предлагал «отнести коллективное письмо в Кремль» по поводу руководства Женовача
Министр культуры РФ Ольга Любимова сделала резкую кадровую перестановку сразу в двух драматических театрах страны — МХТ имени Чехова и во МХАТе имени Горького, который по привычке продолжают называть еще доронинским. Вместо Сергея Женовача худруком во МХТ назначен Константин Хабенский, а Владимир Кехман идет во МХАТ Горького генеральным директором. Оба решения Минкультуры совершенно неожиданны для всех и прозвучали как выстрел.
Фото: Геннадий Черкасов
Слухи о перемене «декораций» шарахались по Москве месяца два. У кого-то загорелось быстро снять Сергея Женовача, большого режиссёра, мастера психологического театра, который в МХТ успел поработать всего ничего – два с половиной года (с учетом пандемии). На его место прочили Евгения Миронова, затем появилось имя Владимира Машкова, но в результате в кресле мхатовского худрука оказался Константин Хабенский.
Тогда, надо сказать, благодаря выступлению другого мхатовца – Дмитрия Брусникина, ныне покойного, «страсти» по Женовачу улеглись, а потом и вовсе случилась пандемия. После первого локдауна именно Хабенский на летнем сборе 2020 года как будто от имени труппы вновь выразил недовольство тем, как Женовач руководит Художественным театром.
Надо сказать, что Сергей Женовач после Олега Табакова выглядел бледнее своего предшественника, как выглядел бы любой актер или режиссер, пришедший в МХТ. Женовач честно старался сохранить Академию Художественного театра, но ему не хватило времени быть доказательным в этом. Как знать, что бы имел МХТ к окончанию его контракта, но режиссеру не дали доработать до финала.
Теперь в свете решения Министерства культуры становится понятно, что Константин Юрьевич давно возмечтал сам возглавить МХТ. Впрочем, какой артист или ректор театральной школы не мечтает войти в историю как худрук главного драматического театра страны. Тем более что Хабенский без конца снимается, ведет общественную деятельность – возглавляет фонд, спасающий детей с тяжелым заболеванием головного мозга. Благое дело делает человек, и вроде бы все плюсы налицо, однако.…
Быть худруком МХТ, основанного в позапрошлом веке Станиславским, совсем другое дело. Здесь требуется талант иного свойства – режиссерский, способный определять стратегию движения театра, сохранение традиций и их бережную трансформацию в новых условиях. Способен ли на это Константин Хабенский? Есть ли у него команда, а не только административный ресурс, который позволял ему передать письмо в Кремль?
Хабенский возглавил МХТ, Кехман стал гендиректором МХАТа
Сергей Женовач уходит с поста художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова по собственному желанию. На этой должности его сменит актер театра и кино, режиссер Константин Хабенский. Об этом говорится в сообщении Минкультуры, поступившем в РБК.
Новому руководителю, отметили в ведомстве, предстоит продолжить богатые традиции МХТ им. А.П. Чехова и предложить зрителю новые творческие проекты. «Уверены, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень. Он много лет трудится в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу и знает ситуацию в учреждении изнутри. Благодаря этому сможет быстро включиться в работу в новой должности», — подчеркнули в пресс-службе Минкультуры.
Назначения произошли также и в МХАТ им. М. Горького. Генеральным директором театра стал Владимир Кехман. Одновременно он продолжит работать в качестве художественного руководителя Михайловского театра.
«Благодаря накопленному опыту Владимир Абрамович сможет поддержать коллектив МХАТ им. М. Горького в кризисной ситуации, а также поступательно решить задачи по приведению в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте», — считают в министерстве.
В пресс-службе МХАТ им. М. Горького РБК сообщили, что ведомство пока не уведомляло театр о назначении Кехмана гендиректором. «Наш учредитель еще нам не прислал никаких официальных и даже неофициальных сообщений. Мы не в курсе об этих назначениях», — сказали в пресс-службе.
Кадровые потери МХТ при Женоваче
Назначение Сергея Женовача в МХТ Чехова стало неожиданностью для всего театрального мира. На место Олега Табакова, скончавшегося 12 марта 2018 года, прочили его учеников: Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, актера МХТ Хабенского, режиссера Константина Богомолова. Но тогдашний глава Минкульта Владимир Мединский остановил выбор на художественном руководителе Студии театрального искусства.
Почти сразу после назначения Женовача из театра ушли режиссеры Константин Богомолов и Александр Молочников, спектакли которых были одними из самых кассовых в репертуаре. В течение последнего года театр покинули популярные артисты, на которых ходила публика и которых в театр пригласил Олег Табаков: Дарья Мороз (дебютировала на сцене МХТ в 2001 году), Дмитрий Дюжев (работал 15 лет), Андрей Бурковский.
С самого начала работы Женовача в МХТ Telegram-каналы призывали руководителей культурной отрасли объективно оценить работу нового худрука. Его критиковали за отсутствие ярких премьер, предоставление площадки своим ученикам, плохие продажи, закрытие знаковых спектаклей. Женовачу прочили отставку, а самому МХТ — слияние с Театром наций. За последний месяц в защиту Женовача выступили авторитетные театральные критики Марина Токарева в «Новой газете», Григорий Заславский в «Независимой газете», Марина Райкина в «Московском комсомольце».
Критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский так сегодня прокомментировал уход Женовача: «То, что происходило в театре на этом участке работы, и то, что не раз вызывало комментарии, проникнутые неудовольствием в разных местах, это, наверно, и привело к принятию такого решения. Такого страшного давления, такой войны на уничтожение, какая велась на Женовача на Telegram-каналах, — это вынести не каждому под силу».
По мнению Заславского, из-за кадровых перестановок в театре можно ожидать репертуарных изменений, но не сиюминутных. «Кто бы ни возглавил театр, нельзя требовать перемен через два месяца, через три месяца, даже через полгода. Через полгода может выйти первый спектакль. Но театр — это территория долгосрочного планирования», — сказал ректор ГИТИСа.
За время, что Женовач работал худруком, в МХТ было создано 11 новых спектаклей для основной сцены, три — для малой и один — для новой. Как режиссер Женовач поставил три спектакля — «Бег», «В окопах Сталинграда» и «Заговор чувств». Активно работали на сцене МХТ ученики худрука: Егор Перегудов выпустил «Месяц в деревне», Екатерина Половцева — «Венецианского купца», а также приглашенные режиссеры — Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов, Оскарас Коршуновас.
С 2018 года было снято несколько спектаклей, выпущенных при Олеге Табакове и пользовавшихся популярностью у зрителей: «Идеальный муж», «Мушкетеры» Богомолова, «Зойкина квартира» Серебренникова, «Примадонны» Писарева.
Константин Хабенский работает в МХТ с 2002 года, до этого он служил в театре «Сатирикон», а также в Театре имени Ленсовета в Петербурге, где играл главные роли в спектаклях Юрия Бутусова. Еще во время учебы в ЛГИТМиКе (курс Вениамина Фильштинского) начал активно сниматься в кино и сериалах. На сегодняшний день фильмография артиста насчитывает больше 100 ролей.
Скандалы во МХАТе Горького
В декабре 2018 года художественным руководителем МХАТ им. Горького был назначен Эдуард Бояков. До него с 1987-го, с момента разделения МХАТа на Чеховский и Горьковский, театром руководила народная артистка СССР Татьяна Доронина. С приходом Боякова ее назначили на специально учрежденный пост президента театра. Заместителем худрука по литературной части назначили писателя Захара Прилепина, а замруководителя по творческой работе — заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса.
С момента назначения Боякова МХАТ погряз в конфликтах: актеры и Татьяна Доронина писали письма президенту Владимиру Путину с просьбой «изгнать Боякова из МХАТа» и вернуть прежнее руководство. Ситуацию усугубили скандал с назначенной на роль в спектакле «Чудесный грузин» телеведущей Ольги Бузовой и многочисленные финансовые нарушения. В апреле 2021-го Дорониной вернули полномочия, но мало что изменилось — актриса в театре не появляется, и основные решения по-прежнему принимает Эдуард Бояков.
«Кризисную ситуацию в МХАТ им. Горького» признал даже Минкульт в своем пресс-релизе о назначении.
Пришедший в МХАТ Владимир Кехман с 2007 по 2015 год был генеральным директором Михайловского театра. Затем был назначен в Новосибирский театр оперы и балета, на волне скандала с постановкой там оперы «Тангейзер».
Руководящую работу в театре Кехман совмещал с бизнесом. Он был главой группы JFC. После признания Кехмана банкротом его имущество в 2017 году было распродано на торгах. Обанкротившаяся компания JFC — некогда крупнейший импортер бананов — была должна банкам 18 млрд руб. Только Сбербанк оценил задолженность Кехмана в 4,5 млрд руб.
Театральный критик Павел Руднев в беседе с РБК затруднился ответить на вопрос, почему гендиректором МХАТа назначили именно Кехмана. «Больших успехов в Новосибирском театре оперы и балета он не достиг. Кехман прослыл скандальным закрытием спектакля «Тангейзер», который оценила вся театральная общественность. Придя директором в Новосибирский театр оперы и балета, Кехман закрыл данный спектакль, это был первый его шаг. Поэтому трудно сказать, что можно в этом случае ожидать», — отметил Руднев.
«Должность (генерального директора. — РБК) предполагает супервайзера прежде всего по финансовым вопросам. Кехман — это человек, в большей степени связанный с финансами, чем с творчеством. Наверно, это вопрос более точного директорского контроля над ситуацией в театре им. Горького», — добавил театральный критик.
Сколько зарабатывают МХТ и МХАТ
Доходы МХТ им. Чехова по итогам 2020 года, как следует из материалов Федерального казначейства, составили 1,1 млрд руб., из которых 818,7 млн руб. принесли платные услуги (включая 583 млн руб. государственной субсидии). Сумма расходов за аналогичный период — почти 909 млн руб. Основной статьей — 629 млн руб. — стали зарплаты. В 2021 году театр рассчитывает также на 1,1 млрд руб. дохода, из которых 619 млн руб. — субсидии за счет средств федерального бюджета, а 345 млн руб. — доходы от собственной деятельности. Выплаты по планам составят 1 млрд руб.
Доходы МХАТ им. Горького в 2020 году достигли 746 млн руб. (из которых 574 млн руб. — платные услуги, включая 434 млн руб. субсидий), что ниже показателей расходов, составивших 798 млн руб. В 2021 году размер поступлений по планам должен составить 719 млн руб., из которых 319 млн руб. — субсидии из федерального бюджета, 339 млн руб. — собственно деятельность театра. Размер предполагаемых выплат — 717 млн руб.
Константин Юрьевич Хабенский
Артисты труппы
Артисты, занятые в спектаклях МХТ
Окончил ЛГИТМиК в 1996 г. (курс В. Фильштинского). В 1995-1996 г.г. работал в Экспериментальном театре «Перекресток», а также ведущим на региональном телевидении в отделе музыкальных и информационных программ.
В 1996 г. работал в московском театре «Сатирикон», где играл в спектаклях «Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак».
В том же году вернулся в Санкт-Петербург и вступил в труппу театра имени Ленсовета, где играл главные роли в спектаклях режиссёра Ю. Бутусова: Эстрагон в «В ожидании Годо» С. Беккета, Дурачок Карл в «Войцеке» Г. Бюхнера, Калигула в «Калигуле» А. Камю. Играл в спектаклях В. Пази: «Король, дама, валет» В. Набокова (Манекен, Официант, Санитар), «Братец Кролик на Диком Западе» Э. Гайдая (Братец Опоссум), «Поживем — увидим» Б. Шоу (Валентайн). В антрепризном спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина играл Варравина (реж. Ю. Бутусов).
На сцене Московского Художественного театра дебютировал в 2002 году в роли Зилова в «Утиной охоте» А. Вампилова (реж. А. Марин).
В 2003 году был принят в труппу МХТ. Играл Алексея Турбина в «Белой гвардии» М. Булгакова (реж. С. Женовач, 2004), Клавдия в «Гамлете» В. Шекспира (реж. Ю. Бутусов, 2005). Мэкки в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта (реж. К. Серебренников, 2009), Контрабасиста в «Контрабасе» П. Зюскинда (реж. Г. Черепанов, 2014).
В Театре п/р О. Табакова играл Тригорина в чеховской «Чайке» (реж. К. Богомолов, 2011).
В театре «Современник» играет главную роль в спектакле «Не покидай свою планету» по повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (реж. В. Крамер, 2016).
В содружестве с Юрием Башметом и камерным ансамблем «Солисты Москвы» создал литературно-музыкальную программу на основе пьесы «Калигула» А. Камю и квартета «Смерть и Девушка» Ф. Шуберта и Г. Малера. Как чтец, вместе с солистами Мариинского театра и государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», принимает участие в «Евгении Онегине» — авторской версии Ю. Башмета по мотивам романа А. С. Пушкина и оперы П. И. Чайковского.
В 2008 г. учредил собственный благотворительный фонд, который занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга.
В 2010 году начал реализацию проекта «Студии творческого развития благотворительного фонда Константина Хабенского»: в Екатеринбурге, Казани, Перми, Уфе, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Воронеже на базе общеобразовательных школ были открыты детские творческие студии. Продолжением этого проекта стал фестиваль «Оперение» и благотворительный театральный проект «Поколение Маугли» (в 2014 году проект был удостоен Премии Станиславского).
В 2019 году удостоен Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.
28 октября 2021 года возглавил Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.
Лауреат театральных премий:
независимой актёрской премии имени В. И. Стржельчика за актёрский ансамбль в спектакле «В ожидании Годо» (1999 г.);
театральной премии «Чайка» (роль Клавдия в спектакле МХТ «Гамлет», номинация «Лучший исполнитель отрицательной роли», 2005 г.);
международной премии имени К. С. Станиславского (за театральные работы в спектаклях МХТ «Утиная охота», «Белая гвардия», «Гамлет»; 2007 г.);
премии Олега Табакова — «За остросовременную, талантливую, интерпретацию шекспировского Клавдия в спектакле МХТ Гамлет» (2006) и «За победу над стереотипами и придание образу Тригорина живого человеческого чувства» («Чайка», Театр п/р О. Табакова, 2012);
театральной премии газеты «Московский комсомолец» за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Контрабас» (2014).
Лауреат кинематографических премий и фестивалей:
премии Гатчинского кинофестиваля «Литература и кино» в номинации «Лучшая мужская роль» (роль Андрея в фильме «Женская собственность», 2000 г.);
фестиваля «Виват кино России!» (приз «Лучшая мужская роль» за роль Саши Гурьева в фильме «В движении», 2003 г.; спецприз жюри «Лучшая роль года» за роль Виктора Служкина в фильме «Географ глобус пропил», 2014 г.);
премии российской кинопрессы «Золотой овен» (за роль Эдика в фильме «Бедные родственники», 2006 г.);
кинопремии «Золотой орёл» (роль Грина в фильме «Статский советник», номинация «Лучшая роль второго плана», 2006 г.; роль Александра Колчака в фильме «Адмиралъ», номинация «Лучшая мужская роль», 2008 г.; роль Виктора Служкина в фильме «Географ глобус пропил», номинация «Лучшая мужская роль», 2014 г.);
обладатель приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль (роль Эдика в фильме «Бедные родственники», 2005 г.; роль Виктора Служкина в фильме «Географ глобус пропил», 2013 г.; роль Артура в фильме «Коллектор», 2016 г.);
кинопремии «Ника» (роль Виктора Служкина в фильме «Географ глобус пропил», номинация «Лучшая мужская роль», 2014 г.);
премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший актёр года» (роль Родиона Меглина в телесериале «Метод», 2016);
телевизионной премии ТЭФИ (роль Родиона Меглина в телесериале «Метод», номинация «Лучший актёр телевизионного фильма/сериала», 2016 г.).
Директор «фабрики театральных событий». Хабенский – новый худрук МХТ
Константин Хабенский назначен новым художественным руководителем Московского художественного театра (МХТ) имени Чехова вместо Сергея Женовача, который занял эту должность в 2018 году после смерти Олега Табакова. Критики говорят о «глупом» и «предательском» решении. Так ли это на самом деле?
Народный артист России Константин Хабенский служит в труппе МХТ с 2003 года. Он участник таких известных постановок, как «Гамлет», «Утиная охота», «Трехгрошовая опера» и «Белая гвардия» – этот спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных» поставил в МХТ Сергей Женовач. На сцене МХТ также идет моноспектакль Константина Хабенского «Контрабас». Хабенский сыграл немало ярких ролей в кино, он известен в России и активной благотворительной деятельностью.
В своем первом обращении к труппе Хабенский сказал, что любит Московский художественный театр, дорожит им, а потому согласился возглавить МХТ. Хабенский также поблагодарил своего предшественника. Сергею Женовачу он пожелал успехов и здоровья, а труппе МХТ – «обрести свое дыхание и своего зрителя».
Контракт Женовача с театром истекал только через 2 года. Многие коллеги Женовача заявили, что решение Министерства культуры о снятии его с должности было полной неожиданностью для режиссера. «Новая газета» цитирует старейшего историка МХТ Инну Соловьеву, которая сказала, что «решение разорвать контракт с таким режиссером, как Сергей Женовач, до срока его истечения – решение глупое, решение подлое, решение предательское, прежде всего по отношению к театру».
Кадровые перестановки в Московском художественном театре, который часто называют «главным театром страны», по просьбе Радио Свобода комментирует главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Она не согласна с тем, что решение о снятии Женовача было громом с ясного неба, а в труппе МХТ все были довольны его работой.
«Ситуация была напряженная»
– Все вокруг знали, что происходит, что возникла конфликтная ситуация внутри театра и что под Сергеем Васильевичем шатается кресло. Поэтому я не могу назвать это решение совсем уж неожиданным. Разные предположения строились, многие думали, что Женовач досидит до конца контракта, назывались другие претенденты на его место, но ситуация была напряженная, как минимум последние несколько месяцев. Мне жалко Сергея Васильевича, я к нему нежно отношусь, но мне жалко не столько, что он ушел, а что он пришел в МХТ. Для него это был такой данайский дар – Московский художественный театр. В тот момент, конечно, было бы здорово, чтобы он нашел в себе силы от этого отказаться. Но, видимо, у него не было такой возможности, такого варианта. Потому что МХТ – это не для него, конечно.
– В чем причина этой напряженности? Это недовольство снятием каких-то спектаклей? Может быть, какие-то актеры себя считали невостребованными? Или Министерство культуры не устраивала его политика?
– Сложно сказать, кого она устраивала, честно говоря. Вы ждете от меня рассказ про то, как прекрасного прогрессивного режиссера убрало консервативное Министерство культуры? Нет, это не так, совсем не так. Московский художественный театр, особенно в годы, когда им руководил Олег Табаков, превратился в такую фабрику театральных событий. Там все кипело, громыхало, там выходило множество премьер на трех сценах. И я помню, что, когда я еще работала в газете «Известия» как театральный обозреватель, мы ходили туда буквально как на работу. Это был действительно главный театр страны.
А Женовач – это человек, который сделал очень хорошую Студию театрального искусства. Это такой камерный, тихий, спокойный театр, гомогенный. В котором Сергей Женовач был единственным режиссером, который там выпускал спектакли, за редчайшим исключением. Выпускал он их тихо, неспешно, иногда раз в полтора года одну премьеру. Но ничего другого от него и не требовалось, это был фактически его частный театр, который жил так, как ему нравилось жить, и нам всем тоже очень нравилось, как он жил. В МХТ совершенно другая ситуация, там нужно, чтобы была задействована огромная труппа, чтобы шестеренки вертелись, чтобы у публики и у критики был интерес. Так вот, к сожалению, интереса ни у публики, ни у критики не было, и сама труппа была не очень довольна.
Женовач просто не заточен на руководство таким большим, сложным коллективом, психофизиологически не заточен. Ну да, выпускал он свои спектакли, какие-то другие спектакли выходили, и это не всегда было так уж плохо. Но, конечно, все же живут воспоминаниями о табаковской эпохе, и это все не соответствовало тому, что было. Он стал снимать какие-то спектакли – хиты той эпохи, а взамен никаких других хитов не появлялось. И труппа была в значительной части очень недовольна. Была общая неудовлетворенность тем, что происходит. К тому же еще возник некий внутренний конфликт, о котором не хотелось бы рассказывать, но он тоже сыграл не последнюю роль во всей этой истории. И Министерство культуры приняло такое решение. Я тоже удивилась, я была уверена, что ему дадут все-таки доработать до конца срока его контракта. Но то, что после истечения контракта он уйдет, было более-менее очевидно всем уже сейчас.
«Женовач – не Серебренников»
– Но он ведь останется руководителем Студии театрального искусства?
– Я очень на это надеюсь, очень надеюсь. Потому что если, не дай бог, с этим что-то случится, тогда действительно это будет трагично для него и для нас. Ошибка, конечно, была допущена, потому что власти решили поставить туда такого человека – тихого. Женовач никогда не делает никаких политических деклараций, ничего не подписывает, никуда не ходит, не защищает. Он не Эдик Бояков и не Кирилл Серебренников, он абсолютно нейтральный по всех смыслах человек.
– Но при этом невероятно талантливый режиссер. В нашем разговоре это уходит немного на второй план, как мне кажется.
– Просто объективно за годы работы в Московском художественном театре он не поставил ничего равного тому, что он сделал в Театре на Малой Бронной когда-то, что он ставил у себя в Студии театрального искусства, у него были там еще студенческие потрясающие спектакли, которые я очень любила. В театре-студии «Человек» были очень хорошие спектакли. Но, понимаете, это все было. Мы же не можем жить тем, что было, люди все равно живут тем, что есть. А есть то, что он не справлялся с этой сценой, с этой труппой, не мог найти свою интонацию в МХТ, и это объективно.
Звать каких-то ярких режиссеров он не очень любил. Вот Табаков был артистом в первую очередь, и он совершенно не боялся режиссерской конкуренции. Серебренникова он фактически пустил на большую сцену, и Кирилл состоялся на этой сцене. Богомолов состоялся на этой сцене, Бутусова он тоже позвал на большую сцену и Александра Молочникова. Это его заслуги, и он защищал их перед властью, когда на них нападали, пытались снимать спектакли и так далее. Это все делал Табаков.
Женовач так делать не мог, да и не хотел. И талантливых спектаклей МХТ он не ставил. Понятно, что он профессионал и не может ниже какого-то плинтуса падать, но это были не его удачи, это не его формат. Надо было сразу назначать в театр какого-то яркого, харизматичного человека. МХТ не терпит просто спокойного, тихого человека, тут нужен другой тип личности.
«Хабенский – человек изнутри театра»
– Давайте поговорим теперь о Хабенском. Он, конечно, талантливый, в том числе, и театральный артист, и мы все помним его участие в очень молодом возрасте в спектаклях Юрия Бутусова, и потом это сотрудничество продолжилось на сцене как раз МХТ. Но он никак не театральный режиссер. Хабенский тот человек, который сейчас нужен МХТ? Он в состоянии продолжать те традиции, которые заложил Табаков?
– Посмотрим. А то, что он не режиссер, это такая смешная, надо сказать, установка. В Германии есть масса театров, которыми руководят не режиссеры, а интенданты, и ничего, прекрасно все существует. Интендант, он как бы равноудален от разных режиссерских стилей, у него нет такой идеи: мы будем только вот такой театр у себя на сцене приветствовать, а другой отвергать. В этом смысле Табаков был хороший интендант. Он смог пустить на сцену своего большого театра, где нужно много премьер выпускать, разные театральные стихии.
Режиссер тоже может быть хорошим интендантом. Вот, например, Андрей Могучий в БДТ. И Табаков был прекрасным интендантом, хотя он никаким режиссером, в общем, не был. Он, конечно, там ставил, но мы его воспринимаем в первую очередь как артиста и интенданта. Поэтому талантливый интендант таится под оболочкой разных профессий. И сценограф может быть хорошим интендантом. И театровед. И директор театра тоже может быть хорошим интендантом. А может не быть. И мне, честно говоря, сложно сказать, каким интендантом будет Константин Хабенский. Я только понимаю, что именно потому, что он артист, он, по всей видимости, успешные спектакли снимать с репертуара не будет, потому что для артиста успех спектакля – это самый важный критерий.
– А правда ли, что Хабенский стремился стать худруком еще три года назад, когда решался вопрос о назначении нового худрука МХТ вместо Табакова?
– Да, да, это чистая правда. И труппа была за него, конечно, а не за Женовача.
– Ну, потому что он человек изнутри театра, и надеялись, видимо, в труппе, что он хотя бы сохранит то, что есть. Как все развиваться будет дальше – не очень понятно было, но то хорошее, что уже есть и существует, просто существует в репертуаре, он сохранит. И я думаю, что он действительно сохранил бы. Ну и, вообще, любая труппа любит человека из своей среды, он более предсказуем. А любой человек со стороны непредсказуем, поэтому я думаю, что это был настрой не против Женовача лично, а просто любой человек со стороны кажется более опасным, потому что статус-кво начнет разрушать неизбежно. Но дело в том, что еще по ходу жизни МХТ с Сергеем Женовачем несколько раз возникали очень конкретные ситуации, они выплескивались и во время сбора труппы, и артисты говорили: «Вы же ничего не делаете. Вы не занимаетесь театром. У нас ничего не происходит». И это неплохие артисты говорили совсем, Тенякова, например. Что «у нас стагнация полная, все неинтересное, пыльное».
– И вы как театральный критик согласны с таким мнением?
– Ну, почему только я? Да все согласны.
– Мы с вами несколько месяцев назад обсуждали назначение Алексея Аграновича худруком Гоголь-центра вместо Кирилла Серебренникова. Тогда у нас зашел разговор о том, что некоторые известные актеры хотят иметь как бы «свой» театр. Мы помним, как Сергей Гармаш претендовал на место Галины Волчек после ее смерти. Есть театр Сергея Безрукова – Губернский театр, театр Евгения Миронова – Театр наций. Назначение Хабенского – это событие того же ряда?
– Нет, подождите, театр, которым руководит Миронов, Театр наций, это пример прекрасного театра, которым руководит артист. Так же как табаковский МХТ был примером прекрасного театра, которым руководит артист. Сергей Гармаш не стал, по счастью для всех нас, худруком театра «Современник». Поэтому это разные ситуации.
Алексей Агранович – вообще третья ситуация, Агранович просто стал такой ширмой фактически, он согласился на эту роль, будучи очень талантливым, между прочим, согласился быть просто наместником Кирилла фактически. Человеком, который не будет разрушать театр, репертуар театра и позволит этому коллективу существовать в том фарватере, в котором существовал он до ухода Кирилла Серебренникова. И спасибо огромное Алексею Аграновичу, это же человек, который в значительной степени Кириллом был выбран для этого театра.
История с Хабенским совершенно другая. В общем, это разные все истории. И здесь абсолютно дело не в том, повторяю, артист или режиссер руководит театром. Миллион примеров, когда руководит театром режиссер, а это страх и ужас, кошмар просто. Вот Табаков был неравнодушный человек, он ходил, смотрел, узнавал, он знал имена, и он прислушивался к советам каким-то и так далее. Насколько Хабенский будет сам расширять свой кругозор, кого он призовет в качестве человека, который будет давать ему советы, вот от этого все зависит, на самом деле.
– Как вы считаете, режиссерские амбиции, именно театральные, у Хабенского есть?
– Я не думаю. Если бы они были, наверное, что-то выплеснулось бы уже давно. У него есть актерские амбиции, и любому артисту хочется играть в звонких, резонансных спектаклях. А режиссерских амбиций, по-моему, у него нет. Возьмем Евгения Миронова, разве он что-то поставил в Театре наций? Ничего. И даже не пытался никогда этого делать, в голову такое не приходит ему. А театр прекрасно существует.
– В начале нашего разговора вы сказали, что не видите в увольнении Женовача заговора Минкульта против прогрессивного режиссера. Но все-таки какова роль министерства в этой истории? Вмешивалось ли оно в ситуацию в МХТ? Или заменить Женовача на Хабенского было решено по совершенно объективным причинам?
– Нет, ну, конечно, это решение Министерства культуры, безусловно. Принято довольно волевое решение, надо сказать. Театр стагнировал, надо быть объективным, он был не в лучшей форме, но Министерство культуры могло бы сейчас ничего не предпринимать, наверное, а принять решение позже. Потому что, конечно, увольнение режиссера до истечения срока контракта – это все-таки довольно скандальная штука.
Обычно так не делают, обычно дожидаются, когда контракт истечет, и он не продлевается. Не обязано Министерство культуры продлевать контракт, оно может его отменять, это его право. А здесь они до истечения срока контракта это сделали, так что это, конечно, решение не такое уж естественное. Но мы же не знаем всех обстоятельств внутренней жизни театра. Я думаю, что Министерство культуры исходило из того, что когда в театре есть конфликт между, например, директором и худруком, а он был, насколько я понимаю, то в состоянии конфликта такой огромный коллектив не может жить долго и надо кого-то увольнять. Не важно даже, кто прав, кто виноват. Важно, что это конфликт, который не дает возможности театру развиваться дальше. И вот, выбирая между тем, кого увольнять, министерство выбрало художественного руководителя, видимо, посчитав, что директор – административный человек, отвечающий за хозяйственную часть, за то, чтобы шестеренки там вертелись, сугубо административные, – работает хорошо, а работа по художественной части менее удовлетворительная. И поэтому, выбирая в этом конфликте между директором и худруком, выбрали худрука.
«Это не замена оппозиционного худрука на сервильного артиста»
– Но наверняка есть люди, считающие, что политическая позиция Хабенского в последнее время, его участие в больших государственных концертах, на Мамаевом кургане, к примеру, сыграли в его назначении решающую роль…
– Мне кажется, что политическая позиция Женовача всех абсолютно устраивала, абсолютно. Он не участвовал в концертах, но он уж такой НЕ оппозиционер! Ну, разве что он заступался за Алексея Малобродского, который просто его личный друг. Но вообще не было даже в какие-то относительно диетические годы каких-то там воззваний, акций и так далее, в которых Женовач бы принял участие. Он всегда декларировал свою тотальную аполитичность. Декларировал! И в этом смысле он для власти абсолютно подходящая фигура. Потому что ничего лучше такого человека, который говорит: «Я этим не интересуюсь, я абсолютно аполитичен», – не существует.
Поэтому это не замена оппозиционно мыслящего худрука на сервильного артиста. Нет, в данном случае это вообще не играло принципиальной роли. Играет принципиальную роль то, что Константин Хабенский – это артист из труппы Московского художественного театра, что труппа ему доверяет, что его и хотели выбирать с самого начала. И уже несколько раз его фамилия звучала со стороны труппы. Для любого чиновника важно, чтобы не было какого-то громкого скандала внутри такого огромного театрального коллектива, как МХТ. Я думаю, что в первую очередь этим руководствовались, назначая Хабенского. Если бы Константин Хабенский не ходил на эти концерты, это мало бы что изменило. Конечно, если бы он был очевидно оппозиционным человеком, наверное, это назначение не состоялось бы, но тут нейтральности более чем достаточно. Тут не нужна какая-то суперлояльность.