- Какая разница в возрасте должна быть между мужем и женой в православии
- О позднем браке
- Как Церковь относится к поздним бракам?
- Есть ли отличия в чине второго венчания?
- Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?
- Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?
- Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?
- Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?
- Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?
- «Смущает разница в возрасте. »
- Какая должна быть разница в возрасте между супругами: мнение церкви
- Запреты и рекомендации прошлого
- Мнение авторитетных старцев
- Говорят современные священники
Какая разница в возрасте должна быть между мужем и женой в православии
Прежде всего хочу заметить, что никого не хочу обидеть или задеть этими рассуждениями.
Это старец, без сомнения авторитетный. Но подобных указаний трудно найти у других уважаемых авторов. Наоборот, во многих, особенно дореволюционных источниках, указывается, что нормальным является когда супруг старше супруги на 20 лет.
Стандартные возражения от сторонниц противоположной точки зрения, в основном женщин среднего и выше среднего возраста, заключаются в том, что более молодая жена обязательно будет изменять; что такие браки заключаются исключительно между старыми сластолюбцами и молоденькими корыстными профурами; что родители невесты никогда не примут такого зятя и т.д. Что сказать? Бывает и такое, особенно между неверующими. Перед глазами полно подобных примеров, к сожалению. А бывает и совсем не так. И такие примеры, к счастью доводится наблюдать.
Вижу и несколько случаев, когда женщины 40-45 выходили замуж повторно, за своих одногодков, либо даже на пару лет младших. Но те из них, с кем поддерживаю доверительные отношения, поголовно мучаются ревностью и страхами, так как видят, что на их мужей обращают внимание женщины и девушки значительно моложе и красивее.
Тут, на АВ, женщины средних лет неоднократно жаловались, что мол мужчины на них внимания не обращают и в личку не пишут. И одновременно возмущались тем, что им пишут мужчины старше их на несколько лет. То есть они признавались, что не считают за мужчин тех, кто старше их на 10, и даже на 5 лет,
О позднем браке
Как Церковь относится к поздним бракам?
Протоиерей Владимир Волгин:
Церковь не возбраняет вступление людей в брак в зрелом возрасте. В одиночестве он может стать душевно развязанным, нецеломудренным. Церковь идет на снисхождение, чтобы оградить человека от греха блудодеяния, а точнее, прелюбодеяния по отношению к первому браку. Ведь если судить строго, то Господь Иисус Христос сказал: кто женится на разведенной (или разведенном), тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ). Это, пожалуй, будет ответом на вопрос: в каком «статусе» находятся разведенные люди?
Поздний брак очень сильно отличается от раннего, ведь за плечами обоих супругов, как правило, большой жизненный опыт и, к сожалению, не всегда положительный. Почти всегда неминуемым предшественником позднего брака бывает развод. Уточним, в каких случаях Церковь разрешает его. Первое – это разное вероисповедание; второе – психическая невменяемость одного из супругов; третье – физиологическая неспособность к деторождению. Но даже разрешая развод по этим причинам, Церковь не одобряет его. Потому что самая высокая духовная планка для христианина – это несение креста, который он взял на себя при вступлении в брак, до конца своих дней, вне зависимости от жизненных обстоятельств. Но, понимая слабость человеческой природы, Церковь разрешает развод по этим причинам, а так называемой «пострадавшей» стороне даже позволяет вступать во второй и третий брак. Я позволю себе вспомнить некоторые высказывания святых отцов, которые очень ярко показывают отношение Церкви ко вторым и третьим бракам. Вот что говорит святитель Григорий Богослов: «Первый брак называют законом, второй – снисхождением, третий – беззаконием». Подобным образом высказывается святой митрополит Фотий: «Первый брак – закон, второй брак – прощение, третий брак – законопреступление». Видите, как строго относилась Церковь к третьему браку.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
Верный образ позднего брака дается евангельской притчей о работниках в винограднике (см. Мф. 20:1–16 ). Да, есть большое преимущество у раннего брака, и те, кто видят свое призвание в семейной жизни, не должны откладывать бракосочетание. Но и тех, кто вступает на поприще спасения своей души и пришел в третий, шестой, девятый и даже одиннадцатый час, Господь не лишает награды, и награда эта может быть не меньшей, чем у первых – если, конечно, они трудятся на совесть!
Есть ли отличия в чине второго венчания?
Протоиерей Владимир Волгин:
Чин второго венчания преисполнен покаянными молитвами. Третьего чина не существует, второе и третье венчание идентичны. Первым чином венчают людей, которые вели целомудренную добрачную жизнь и вступают в брак впервые. Этот чин венчания напоен благословением Божиим, он светел. Не хочу сказать, что несветел чин второго венчания, ведь Бог всегда есть Свет! Но той торжественности, той девственности в Таинстве Венчания второбрачных нет. Церковь какое-то время даже сомневалась, надевать ли на второбрачных венцы, но все-таки пришла к убеждению, что делать это нужно. Потому что венцы – это символ власти и будущего деторождения, знак власти над детьми, знак власти в своем малом микроцарстве, которое называется семья.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
В Требнике есть особое «Последование о второбрачных»: наряду со всеми основными элементами обручения и бракосочетания – обменом кольцами, венчанием, чтением Апостола и Евангелия, общей чаши с вином, – оно содержит особые покаянные молитвы и прошения. Священник, в зависимости от возраста супругов, может слегка сокращать прошения ектений и слова молитв, убирая упоминания о деторождении.
Нужно знать, что венчаться можно не более трех раз. Церковь не благословляет четвертого брака (и последующих за ним). Поэтому тем супругам, которые вступили в брак в четвертый (и более) раз, надо принести покаяние в грехах и заблуждениях прошлого и строить супружескую жизнь, чистую от грехов и свободную от заблуждений, смиренно ограничившись гражданским бракосочетанием.
Хотелось бы также обратить внимание вот на какой момент: такого понятия как «развенчание» в Церкви нет и быть не может. Церковь не разрушает брака, разрушают его супруги (или один из них), и гражданский развод свидетельствует об этом прискорбном факте. За разрешением на второй брак обращаются в епархиальное управление по месту своего жительства (что иной раз весьма неудачно называют «просьбой о развенчании»). Однако в разных епархиях это происходит несколько по-разному: такая просьба может подаваться либо перед заключением гражданского брака, либо уже после него, перед браком церковным. Порядок этот определяется правящим архиереем.
Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?
Протоиерей Владимир Волгин:
Из истории мы знаем много супружеских пар, проживших в честном и благочестивом браке много лет, хотя он считался «неравным». Например, замечательный писатель Сергей Нилус. Он женился на женщине, которая сохранила свое целомудрие до 52 лет. Она ни разу не вступала в брак, была фрейлиной трех императорских домов. Нилус по каким-то причинам развелся со своей первой женой и в 42 года женился во второй раз, соответственно жена была старше него на 10 лет. И они счастливо прожили в браке всю оставшуюся жизнь.
Но в 1918 году Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший патриархом святителя Тихона (Белавина), установил возрастной ценз для вступления в брак – разница в возрасте между мужем и женой должна быть не более 5 лет. С тех пор неравные браки стали исключением из правил. И когда к нам за благословением на брак приходят пары с большой разницей в возрасте (девушка и пожилой человек), мы выдерживаем паузу. Наблюдаем за ними, за развитием их отношений, вдумываемся в причины этой любви. Но чаще всего не рекомендуем вступать в брак этим людям, потому что он может оказаться несчастным. Представьте себе, молодая девушка выходит замуж за человека, который старше нее на 20–30 лет. Естественно, по закону природы (хотя, конечно, это в Промысле Божием) у старшего супруга раньше меняется физиология, это может быть мучительно для молодой стороны. Она, в свою очередь, должна будет ухаживать за престарелым больным человеком – это очень тяжкий крест. Я помню, как меня с моей матушкой благословлял на брак отец Иоанн (Крестьянкин). «Вы должны понимать, – сказал он, – что, предположим, сегодня вы венчаетесь, а завтра кто-то из вас заболевает тяжелой болезнью и оказывается прикованным к постели на неизвестный срок, возможно, до своей кончины. И здоровый супруг не имеет права уйти от больного супруга. В этом случае не будет полноты брачного общения, наступает неотступное пребывание у одра больного. Это тяжкий крест!» Тогда меня потрясла такая глубина понимания христианского брака. Светильники Церкви говорят: «С креста не сходят, с креста снимают». То есть человек, чей брак заканчивается драмой, должен с честью пронести этот крест до конца!
Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Конечно, не умаляет. Безусловно, брак в молодости предполагает рождение детей, так как любовь друг к другу выливается в таинство зачатия. Но, хотя Адаму и Еве была дана заповедь: плодитесь и размножайтесь ( Быт. 1:28 ), деторождение – не главное в браке. А главное то, что муж и жена становятся единым организмом, единой плотью. Главное – это любовь друг к другу. Ведь когда люди влюбляются друг в друга, они не думают ни о детях, ни о богатстве, ни о бедности, они не думают ни о чем. Влюбленные видят свое богатство в сопребывании друг с другом и желают только этого. В отличие от Католической Церкви, где к вопросу брака сформирован прагматичный подход, и деторождение является главной его целью, в Православной Церкви семья создается не только ради детей, а ради сопребывания с любимым человеком навсегда, навечно. И это сопребывание должно быть связано узами Таинства Венчания и регистрацией в органах государственной власти.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
Конечно, супруги, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут иметь детей, теряют очень многое… Но Господь милостив и человеколюбив, и всегда, всякому доброму желанию и намерению дает возможность осуществиться. Что мешает таким супругам, имеющим запас любви и энергии, усыновить двоих-троих детей? Вспомните мудрую пословицу: «Не та мать, что родила, а та, что вырастила».
Откуда берутся дети – вам объяснять не надо: от любви. Эта же сила любви может привести и к появлению в вашем доме тех, кому в другой семье по какой-то причине любви не хватило…
Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?
Протоиерей Владимир Волгин:
Да, обязательно! Замечательно, что Вы задали этот вопрос. Распространенное мнение, что пожилым парам венчаться необязательно – преступно ошибочное, и родилось оно от неверия. Верующие люди всегда спешат освятить свой брак в Церкви.
Некоторые называют брак, который зарегистрирован в органах государственной власти, но не освящен Церковью, блудом. Это не совсем так, ведь это не незаконное сожительство, в котором ни одна из сторон не несет ответственности ни перед друг другом, ни перед государством. Но гражданский брак можно назвать блудом по отношению к Богу. Мы обязательно должны испросить благословение на брак у Бога через Таинство Венчания. Это необходимо для того, чтобы вместе жить духовной жизнью, чтобы Господь помогал нам проходить серьезное и трудное поприще семейной жизни.
Никогда не поздно повенчаться, если люди сознательно пришли к вере. Был такой священник, человек праведной жизни, великий молитвенник – отец Николай Голубцов. Однажды он пришел в семью, где умирал престарелый муж. И отец Николай поспешил перед его смертью повенчать супругов для того, чтобы муж не отвечал на Страшном Суде за грех невенчания со своей женой. Поэтому права русская поговорка: «Лучше поздно, чем никогда»!
Кстати говоря, есть и противоположная крайность: некоторые люди просят повенчать их, но расписываться в загсе не желают. На это я даю такой ответ: «Раньше Церковь совмещала в себе два института: институт загса, который заносил в метрические книги имена и фамилии венчающихся, и институт Церкви, которая освящала брак Таинством Венчания. Сейчас эти институты разделены, поэтому будущим супругам необходимо оформить свой брак в загсе и затем освятить его в Церкви».
Иеромонах Макарий (Маркиш):
Согласно своим «Основам социальной концепции», Русская Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, и при этом настаивает на необходимости брака церковного. Но нередко препятствием к церковному браку оказывается недостаток христианского просвещения и веры у супругов (или одного из них). Есть священники, которые отказывают в Таинстве Венчания тем, кто желает венчаться по велению моды, из-за суеверий или по настоянию родственников… Венчание – это ведь и осознанная ответственная клятва перед Богом в верности на всю жизнь.
Однако же, если муж и жена искренне и сознательно исповедуют православную веру, венчаться им надо обязательно, сколько бы лет они ни прожили вместе.
Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Ребенок всегда очень тяжело переживает разлуку с отцом или матерью. Поэтому часто дети сопротивляются тому, чтобы один из родителей вступил во второй брак. И это естественно, ведь развод – всегда драма. Но дети должны почитать своих родителей, этому учит нас пятая заповедь, и диктовать родителям они не имеют права. Но и родители должны считаться с мнением детей. Ведь апостол Павел сказал: почитай отца твоего и мать; затем следует обращение к родителям: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:2, 4 ). Если родители любят своих детей, они всегда прислушаются к их мнению, к состоянию их души. Ведь очень часто устами ребенка глаголет истина.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
Как и все остальные: с радостью, заботой и надеждой на восстановление утраченного прежде супружеского счастья…
Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?
Протоиерей Владимир Волгин:
Есть такая поговорка «гни дерево, пока оно молодо»… Люди после сорока лет – уже сложившиеся личности, с четкими представлениями о жизни, у них уже сформированы характеры и взгляды. На протяжении 70 лет атеистическое государство искажало представление людей о браке, исповедуя в нем равенство между мужем и женой. А никакого равенства быть не может! Муж – глава жены, а «жена да послушает своего мужа» – говорится в Таинстве Венчания. Все Священное Писание говорит об этом. Сегодня люди, создающие семьи, а тем более в зрелом возрасте, как правило, не разделяют этих взглядов. Сейчас век эмансипации и, соответственно, феминизации мужчины. В наше время мужчине очень трудно найти «рычаги управления» женой. Можно ограничить жену в средствах, но она самостоятельно начнет зарабатывать себе на хлеб. Можно кричать и ругаться, но это разрушительно для души. Если мужчина, попытавшись вернуть авторитет в семье, поднимет на женщину руку, то он окончательно потеряет свое достоинство. Известно, что если священник ударит свою жену, его низвергают из сана. Если муж объявит жене бойкот, то накажет сам себя, потому что лишит себя общения с любимым человеком. Единственный путь к созданию правильных отношений в семье помогает выстроить только Церковь. Я рекомендую семейным парам иметь одного духовника и относиться к нему с глубоким доверием. Только в Церкви, с помощью опытного духовника, можно правильно построить или выправить пошатнувшиеся семейные отношения.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
Глиной в руках гончара называют человека ветхозаветные пророки: пока глина не обожжена, легко придать ей требуемую форму. В этом одно из важнейших достоинств раннего брака: молодые супруги легче притираются друг к другу, учатся семейной жизни, которая должна быть построена на основном законе – угождать не себе, а ближнему (ср. Рим. 15:1–2 ). В обратном, соответственно, недостаток брака позднего…
Помимо этого, позднему браку присуща и глубокая личная проблема – это тяготение прошлых грехов. Они, словно шрамы от мучительных ран, зажившие, а подчас и незажившие, уродуют душу человека, мешают ей раскрыться в любви, реализовать себя в брачном союзе, как в интимной сфере, так и в других сторонах супружества.
Однако, как замечено выше, Господь не лишает равной награды даже работников одиннадцатого часа. За счет чего это происходит? – За счет неоспоримых преимуществ зрелого возраста: разума, знания жизни, практического и духовного опыта. Опираясь на эти качества, мы способны получить полное исцеление души через действенное покаяние перед Господом и доверху заполнить храм своей семьи подлинным счастьем и радостью. Какое бы число года рождения ни стояло у нас в паспорте: ведь душа предназначена для вечности.
«За одного битого двух небитых дают», – эту суворовскую пословицу нередко вспоминал преподобный Амвросий Оптинский. Но ко всякому ли «битому» она относится? Не к тому ли только, кому впрок пошел урок прошлых баталий?
«Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью». (Преподобный Нектарий Оптинский)
«Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». (Преподобный Нектарий Оптинский)
«Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой». (Преподобный Амвросий Оптинский)
«Смущает разница в возрасте. »
На вопросы читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
На вопросы читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
Я встречаюсь с мужчиной, который старше меня на 17 лет — ему 38, а мне 21. Он не был женат (был гражданский брак, не зарегистрированный в загсе), детей у него нет. Он Православный верующий человек, как и я, у него серьезный подход к семейной жизни, что мне очень нравится. Но меня очень смущает разница в возрасте между нами. Я, конечно, понимаю и знаю, что такие браки существуют, и довольно крепкие. Но проблема еще в том, что моя мама говорит противоположное: ей будет меня жаль, если выйду за него замуж, неизвестно, что будет с ним через двадцать лет, я буду еще молодой, а он старым и немощным… Не знаю еще, что скажут мои папа и брат, я им ничего пока не говорила, но предполагаю, что то же самое, что и мама. Что мне делать, я не знаю. Если разрывать эти отношения, боюсь ему сделать больно. Встречаемся мы недавно, около двух месяцев. В общем, не знаю, что мне делать. Прошу Вас, опытного человека, мнение и совет которого важны, ответить мне, любое слово будет мне утешением. Хотелось бы знать, как Церковь относится к таким бракам.
Наталья
К сожалению, из вашего письма не видно, чтобы вы были влюблены в этого мужчину или хотя бы он пылал к вам любовью, а в ответ на это и у вас возникла бы мысль соединиться в супружестве с любящим вас человеком. Думается, что этого и нет, иначе вы бы написали. Написали бы непременно, так как то, что сильнее всего в душе, об этом в первую очередь и говорит человек: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). А вы толкуете о ваших смущениях, очень даже в подобных ситуациях основательных. Или же боитесь разрыва отношений из нежелания причинить ему боль, а не из собственных чувств любви, симпатии. Скорее всего, у вас этих чувств к нему нет. А будут ли в будущем? Как вам мнится?
Здесь нужно быть с собой предельно честной. Ведь это ваша жизнь, и вам ее жить с человеком, с которым, возможно, у вас появятся дети. Что тогда? После двух месяцев знакомства решиться на брак без любви, основываясь лишь на чужом пусть и положительном опыте, но все же чужом, — на брак? Тем более без одобрения и благословения родителей? Не знаю… Вам решать.
Нет и не может быть в таком деле, как выбор супруга или супруги, каких-то четких возрастных критериев. Бывает, браки между ровесниками распадаются, а браки между людьми с разницей в возрасте до десяти и даже (в виде исключения!) более лет — крепки. Примеров можно привести много. Но есть исключения, есть и правило. А правило, как учат старцы, как пишет Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), такое: разница в возрасте между супругами не должна превышать пяти-шести лет.
Еще один штрих к «картине». Вы пишете, что он Православный и верующий человек. Очень хорошо! Но вот незадача. Он хоть и не был официально женат, но жил в «гражданском браке», так он вам преподнес. А для настоящего Православного верующего человека такой «брак», не зарегистрированный хотя бы в загсе, является смертным грехом под названием блуд! То есть ваш потенциальный избранник до вас банально блудил, имея при этом «серьезный подход к семейной жизни», который вам так нравится.
Мне как отцу взрослого сына и трех дочерей, невольно хочется разделить тревогу о благополучии такого брака с вашей матушкой. Поверьте, когда проживешь в браке настоящем и законном, венчанном и зарегистрированном в ЗАГСе, не один десяток лет, видны многие грани этого непростого дела. Не зная вас и не зная его (вполне может быть, что он действительно очень хороший, достойный человек и настоящий христианин), все же хотелось бы посоветовать и вам, и ему следующее: еще и еще раз подумать, прежде чем решиться на брак, прислушаться к родителям и их доводам, помолиться к Богу о вразумлении в таком непростом деле.
И самое главное — берегитесь греха добрачных отношений, даже если и вы, и он имеете «серьезный подход к семейной жизни». Не сквернитесь, чтобы потом не было скорбей и горьких сожалений о невозвратимом. Не торопитесь сейчас. Если не решаетесь разорвать отношения, дайте срок более или менее длительный для чистых отношений и более тщательного изучения друг друга. Как знать, что будет? Может статься, что действительно будет настоящая любовь и разница в возрасте здесь не будет помехой. А может быть, все и рассыплется в прах. Если это было от Бога, то испытанием чистотой и целомудрием это укрепится и благословится. Если же это было ложное, то оно исчезнет, соприкоснувшись с вашим мудрым неспешением в деле и молитвенной рассудительностью в решениях. К тому же вы сразу увидите и поймете, что ему нужно. Нужна ли ему прежде всего добрая жена и законная супруга, которая, конечно же, будет после венчания для него как для мужчины его любимой женщиной. Или же ему сейчас и как можно скорее нужна женщина, которая будет ему кстати и женой, к тому же молодой, что для мужчин искушенных весьма ценно. Увидите, узнаете, поймете и, дай Бог, сделаете правильный вывод и примете правильное решение. Помоги Вам Бог!
Какая должна быть разница в возрасте между супругами: мнение церкви
Сегодня большой разницей в возрасте между супругами никого не удивишь. Не редкость не только союзы, в которых муж старше жены, но и наоборот. Как известно, почти на каждый житейский вопрос у церкви имеется своя точка зрения. Не является исключением и указанный выше вопрос.
Запреты и рекомендации прошлого
Проблема разницы в возрасте между супругами всегда волновала представителей церкви. По мнению протоиерея Василия Певцова, преподававшем в Петербургской духовной академии еще в XIX веке, так называемые неравные браки не слишком соответствовали христианским понятиям и вообще отрицательно сказывались на отношениях внутри семьи. В «Лекциях по церковному праву» протоиерей отмечал, что ранее в инструкциях, предназначенных для приходских священников, указывалось, что тем запрещается венчать лиц, «одно» из которых «молодое, а другое престарелое».
В феврале 1861 года Священный Синод утвердил указ № 129. Согласно его тексту, служители церкви обязаны были парам, где имелась существенная разница в годах, разъяснять все опасности подобного брака. Тем не менее, в этом же указе говорилось и о том, что если влюбленные выказывали настойчивость, то священник не имел права отказать им в венчании. К тому же, как оптимальная, так и нежелательная разницы в возрасте в данном документе прописаны не были.
Мнение авторитетных старцев
А архимандрит Иоанн Крестьянкин, к мнению которого прислушивался даже патриарх Алексий II, считал, что разница в возрасте между мужчиной и женщиной не должна превышать 5-ти лет. Именно такое мнение выразил Крестьянкин в своем письме к одной из мирянок. Между тем, как в прошлых, так и в нынешних церковных канонах желательный возрастной диапазон между супругами нигде не значится.
Говорят современные священники
Современные священники весьма лояльно относятся к разному возрасту молодоженов. К примеру, игумен Андрей Мороз на сайте православного журнала «Фома» напомнил читателям о браках между знаменитым людьми. Так, Пушкин был старше своей супруги на 13 лет, а Феодора была младше императора Юстиниана на 17 лет. Игумен сообщил, что, по его мнению, гораздо важнее в семейной жизни не возраст мужа и жены, а наличие симпатии друг к другу, общих взглядов и ценностей.
Протоиерей Максим Козлов (православный сайт «Семья и вера») также отметил, что даже большую разницу в возрасте не следует воспринимать исключительно как препятствие для регистрации брака. В противном случае на этот счет имелись бы четкие данные в Церковном законодательстве. Тем не менее, священник призвал прихожан тщательно обдумывать подобные шаги и объективно оценивать «побуждения второго, более молодого члена будущего союза», так как в том, кто моложе могут преобладать телесные, мирские мотивы над духовными, душевными устремлениями.