каким мы его видим в начале поэмы

10.12.2020 8 класс Литература

Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой».

В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри?

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы его видим в начале поэмы?

— В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

— Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. (гл. 6, 9, 10, 11.)

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

— Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

— Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

— Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Домашнее задание 1) Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

2) Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.

3) Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (Письменно)

Источник

Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

119292927

«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.

983992318

«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.

«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова

Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.

Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:

Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский

83267086

О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.

218627316

В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

838490004

Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.

Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »

197938064

779346125

Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

«Мцыри»: анализ произведения

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:

Источник

Конспект урока литературы по произведению М.Ю.Лермонтова » Мцыри»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Читайте также:  жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в какой суд подавать

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ТЕМА УРОКА « Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока. Выявление первичного восприятия поэмы « Мцыри».

Работа на маршрутных листах. (3 мин)

Чем необычен характер Мцыри?

Почему Мцыри бежал из монастыря? Сколько дней провел на свободе?

Что более поразило его за стенами монастыря? Легко ли ему было на воле?

Что видел Мцыри на свободе? С чем ему пришлось столкнуться?

Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?

Итак, если объединить все ваши вопросы, получится ответ на вопрос, который заявлен в теме : Ты хочешь знать, что делал я на воле? Мы узнаем, что значит для Мцыри ЖИТЬ. В чём смысл жизни для Мцыри?. Это и есть главная цель урока.

Работа с эпиграфом поэмы.

Перечитаем эпиграф к поэме. («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)

Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу ткнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он». Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна».

Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Как эпиграф связан с темой произведения?

Описывает ли Лермонтов монастырскую жизнь Мцыри? ( не описывает) Но мы можем предположить то, как жилось Мцыри в монастыре. Но прежде давайте подумаем, что значит монастырская жизнь?

Давайте ответим на этот вопрос.

Работа в маршрутных листах.

( Напишите, пожалуйста, перечислите)

Служение Богу (посты, молитвы)

Полный отказ от собственной личности

Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось.

Но Мцыри с детства воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

— Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …) гл.4

Да. Мальчик горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Скажите, чем является монастырь для Мцыри ?( Продолжите предложение в листе )

И Мцыри бежит из монастыря.

Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог. гл 3

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной. гл 4

в) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы. гл 8

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.)

Но удаётся ли ему достичь своей цели? Обратимся к текту.

(Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

— Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.)

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

— Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

Работа в маршрутных листах. Заполните таблицу.

Слово учителя. Обобщение. (Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека.

Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(Мцыри не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

Читайте также:  строка 030 в рсв какие суммы вносить

-Итак, скажите. Смогли ли мы показать образ Мцыри?

-Достигли ли цели урока?

В завершение урока составим синквейн о Мцыри.

Сбегает, переживает, борется

Познает счастье свободы

Личность (или идеал)

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Источник

Конспект урока в 7 классе по поэме «Мцыри»

Конспект урока в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока: «Свобода – залог счастья»

( В чём смысл жизни для Мцыри?)

Цели:

Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора

Развивающие : продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к Родине.

Тип урока : урок-исследование

Технология : критическое мышление, концептуальный анализ слова.

Ход урока.

Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Леонардо да Винчи

Звучит музыка: « duduk—Tosca-Muzyka-skripki » (2мин)

II . В ызов. Составление ассоциативного ряда слов

Какие ассоциации у вас возникли?

— Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?

Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

— Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?

III . Сообщение темы урока

Слово учителя.

— В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Цель нашего урока – ответить на вопрос:

Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

Беседа с элементами размышления:

1) Поэма называется «Мцыри». Что означает это слово?

Мцыри – это … (см. сноску в учебник е). Слайд 3

— Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный ребенок, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

— Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»),

(горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Что беспокоит юношу? (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения

в монастыре. Это священные слова «отец» и «мать»).

Как он говорит о своей заветной мечте?

(«Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

При помощи каких художественных средств автор передаёт

внутреннее состояние Мцыри?

( метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать»,

И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну,

4. В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

— Слово «исповедь» имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2. Откровенное признание в чем-нибудь;

3. Сообщение своих мыслей, взглядов. Слайд

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

— Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем. Слайды 4,5,6,7

Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

Учитель. В.Г.Белинский в статье « Стихотворения М.Лермонтова »

о языке поэмы пишет так :

« Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги,

лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся

Читайте также:  какие шурупы для кирпича

природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму»

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

— Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды 8,9

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он:

— бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.

— «пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым.

— он отказывается от возможного счастья, любви.

— превозмогает страдания голода.

— в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну».

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

Постановка проблемного вопроса.

— Какой эпизод поэмы является кульминационным? Почему Мцыри сразился с барсом? Слайд

— А что значит «жить» для вас?

— Что же значит «жить» для героя?

Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

6. Первичная проверка понимания. Слайд.

Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

IV . Рефлексия.

— Составление синквейна. Итогом вашего плодотворного труда будет составление вами синквейна. Тема: «Счастье», «Свобода», «Жизнь».

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…

Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

Источник

Сочинение по поэме Мцыри, помогите пожалуйста

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности.
Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели».
Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.
В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом:

Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:

Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы:
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.

Все действия и поступки Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.
Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.
Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.
В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю. Лермонтова. Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.

Источник

Информационный портал ответов на вопрос "Какой"
Adblock
detector