царь ирод герой какого театра

Вертеп. Искусство, рожденное верой

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь.

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

История вертепа

Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.

Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.

Как устроен вертеп?

Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Читайте также:  город дагестанские огни какой район

Где посмотреть?

В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины.

Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои.

Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты.

И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются.

Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.

Источник

История рождественского вертепа и современные сценки для детей

Основные персонажи вертепа

2924efad328d4772f3b7bea9c26f6d1175d1ce90

В вертепах же, предназначенных не для украшения дома или храма, а для театрального действа (о чем мы расскажем ниже) добавляются фигуры царя Ирода, Воина, Смерти и другие.

Виды вертепа

Итак, мы уже знаем, что существует статичная вертепная композиция из фигурок, особенно популярная в наши дни в православных домах. В них не играют, эта композиция статична и служит символом, напоминанием о Рождестве. Более того, чаще всего в России вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества. А возле православных храмов в канун Рождества Христова сейчас часто строятся снежные или ледяные вертепы.

Кроме того, существует вертепный театр, то есть рождественское представление с помощью кукол – такой жанр был очень популярен в Восточной Европе, в Польше, на Украине. Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. В небольшом ящике («вертепе») устраивали кукольный театр, в котором разыгрывались сюжеты на рождественскую тему. С вертепом и колядками ряженые ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Сюжеты вертепа

В основе любого вертепного представления лежит сюжет о Рождестве. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться пастухи, три волхва. Волхвы рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они не ходили к Ироду, не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Волхвы уходят домой другим путем.

670b0f12176e10209e78c58be18b6adb0b1d5b0b

Обычно современные рождественские сценки на этом, с разными вариантами, и заканчиваются – ведь они обычно предназначены для детей и ими же исполняются. Но в прошлые века вертепные представления были вполне «взрослыми» и знакомили зрителей с евангельскими событиями, пусть и в игровой форме. Итак, что же было дальше?

История вертепного театра

На территории Российской Империи вертепы были популярны в XVIII—XIX веках. После 1917 года они запрещались как религиозная пропаганда. Но это не первый случай гонения на жанр вертепа: они были запрещены во Франции во времена Великой Французской Революции, в Германии во время протестантской реформации, в Великобритании во времена Оливера Кромвеля (в последнем случае вообще запрещалось празднование Рождества!), не поощрялись вертепы и в только образовавшихся США.

В последние десятилетия интерес к вертепам в России увеличился. Начиная с середины 1990-х годов, школьные театры, прихожане храмов, ученики воскресных школ и даже артисты театров участвуют в представлениях на рождественский сюжет. Проходят даже фестивали вертепных театров.

f9cb0036cb08cf16c807d523e3b19ac27e13a5d7

f0f35e09b97abdfe2879f28dff69f9888f3a5f8cРождественские сценки или живой вертеп в наши дни

«Ирод-царь». Сценарий Рождественской мистерии

Адаптированный и сокращенный вариант драмы В. Тихомирова “Ирод-царь”.

Действующие лица:

Ведущий: Мое почтение публике!
Нынче праздник – превеликое торжество –
Христа Бога нашего Рождество!
А мы вам покажем в лицах:
царя Ирода грозного и безобразного,
пастухов благочестивых,
трех царей-волхвов премудрых
и еще много разного!
Начинаем! Начинаем! Театр открываем!
Посмотрите-ка, вот стоят на пригорке пастыри овечьи,
меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является, пастухи звезде удивляются.

На сцене появляются пастухи и разговаривают между собой.
Пастухи:
– Ой, глядите-ка! Звезда!
– Где звезда?
– Поглядите вон туда.
– Вот это да!
– И какая же большая, пребольшая, золотая, золотая да пресветлая!
– То звезда непростая.
– А какая? Волшебная?
– Не волшебная, а святая.
– Отчего она святая?
– Чего не знаю, того не знаю. Только, думается,
Пастухам, нам с вами,
Эта звезда – предзнаменованье!
– И что же нам теперь делать?
– Надо нам пойти к кринице.
– Для чего?
– Чтоб водицею умыться.
– А зачем?
–Чтоб, умывшись, помолиться, помолиться и покаяться.
– Твоя правда.
Мы хотя и пастухи убогие, да и у нас грехи многие.
Мы пойдем, водой омоемся,
мы омоемся да помолимся,
мы помолимся да покаемся.

Ведущий:
А вот идут три волхва-царя,
меж собою говоря.

По одному, произнося свои слова, выходят волхвы.
Волхвы:
– Я – царь Каспар, у меня от Бога дар:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
понимать навык и коровий мык,
и звериный рык, и птичий язык –
всяку тварь земную я по имени именую.
Вот увидел я звезду – и за ней иду.
Звезда то не простая,
открывается мне, что она святая.
А почему святая, я еще не знаю.

– Здравствуй, царь Каспар.
Я – царь Валтасар, у меня от Бога дар:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
в моем царстве много вод, а в них всяка тварь живет:
черепахи, змеи, раки, и киты, и рыбы всяки –
всех я знаю, и люблю, и ласкаю, и кормлю,
всяку тварь я именую:
и морскую, и речную, как ручную.
Вот увидел я звезду и за ней иду.
Звезда непростая.
Открывается мне, что она святая.
Отчего святая, я еще не знаю.

Читайте также:  днс принц плаза какой этаж

– Добрый день, господа.
Вы откуда идете и куда?
– Я увидел звезду и за ней иду.
– И я увидел звезду и за ней иду.
– Сами несут нас ноги.
– Вот и встретились по дороге.

– А я – царь Мельхиор. Дал мне Бог вострый взор:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
в небе звезд не счесть, и у каждой имя есть,
и у каждой планеты свои приметы,
и у каждого светила своя сила,
а я ту или иную хоть сейчас поименую.
Но сия звезда чудесная мне неизвестная,
звезда не простая,
открывается и мне, что она святая.
Отчего она святая, я еще не знаю.
Мы, цари, теперь втроем за звездой пойдем,
по дороге все обсудим, все обсудим и поймем,
и до Истины дойдем.
– А идти нам надо мимо города Ерусалима.

Ведущий:
А вот Ерусалим-город,
в котором живет царь Ирод.
А вот и сам царь в короне сидит на троне.

Ирод:
Я, царь Ирод,
грозный и превеликий, у меня норов дикий:
захочу – поколочу, захочу – отдам палачу,
а не то – вот мой меч, твоя голова с плеч .

Ведущий:
И вот Ирод, царь-злодей,
принимает трех царей.
Они к нему входят,
речь такую заводят .

Волхвы:
Ты ли Ирод-царь, превеликий, преславный?
Ирод:
Да, я – Ирод-царь превеликий, преславный,
я среди всех царей самый главный.
А вы кто такие?

Волхвы:
Мы – цари.
– Мы пришли издалёка.
– С севера
– И с востока.
– Добрались до юга.
– Встретили друг друга.
– Нас вела звезда.
– Привела сюда.
– Оказал Господь нам честь – ниспослал нам весть.
– Весть, мы поняли, благая, да не поняли – какая.
– Стали мыслить мы.
– Стали числить мы.
– О благой о вести стали думать вместе.
– Я, Каспар-царь, вопрошал всяку тварь,
в мире сущую – ходячую и цветущую,
подземную и земную, и прочую иную.
– Я, Валтасар-царь, вопрошал тварь водяную.
– А я, царь Мельхиор, обратил к светилам взор,
вопрошал у планет. А ответа нет.
– Вся Божия тварь ликует, а о чем ликует,
нам никак не растолкует.
– Тут попалась на пути нам криница.
В той кринице ключевая водица.
– Той водицей мы омылись, крепко-накрепко молились.
– Чтоб нам Бог помог.
– И постигли сердцем весть – всю как есть.
– В твоем, в Иродовом, царстве,
в Иудейском государстве
ныне должен народиться, должен появиться
Божий Сын, Царь царей!
– Мы идем к Нему и несем Ему наши царские дары.
– Я, царь Каспар, несу Богу в дар – смирну.
– Я, царь Валтасар, несу Богу в дар – ладан.
– А я, Мельхиор-царь, несу Богу в дар – злато.
Ирод:
– Я, царь Ирод, превеликий, преславный,
я среди всех царей самый главный,
вас, цари, я приветствую,
вам такими словами ответствую:
оказали вы мне честь, принесли мне весть.
Должен, значит, в моем царстве, в этом государстве,
должен народиться, должен объявиться.
Ну, короче говоря, этот царь, он что же, будет
больше Ирода-царя?
Волхвы:
– Он превыше всех царей!
Ирод:
А вы точно знаете?
Волхвы:
Точно!
Ирод:
Отвечайте сразу вместе, Он в каком родится месте –
во дворце ли царском или в доме княжем?
Волхвы:
Мы чего не знаем, о том не скажем.
– Только есть в твоей земле некий город Вифлеем.
– Этот город Вифлеем, он известен будет всем.
Ирод: Он родится в Вифлееме?
Волхвы: Да.
Ирод: Будет царствовать над всеми?
Волхвы: Да.
Ирод: Вас к Нему ведет звезда?
Волхвы: Да!
Ирод: Что же вы, цари, предо мной стоите?
Вы теперь к Нему поспешите, дары поднесите
этому Царю царей, да ко мне скорей возвращайтесь!
Я устрою пир на весь мир, вас на славу угощу,
а потом и сам навещу этот город Вифлеем,
что известен будет всем:
пойду поклониться Тому, Кто народится!
Волхвы: Мы пойдем, поторопимся,
Христу Богу поклонимся.

Волхвы уходят. Ирод остается один.

Ведущий:
А вот Ирод-царь один сидит, сердит, сам с собою говорит.
Ирод:
– А я, Ирод, грозный царь, погожу, погожу.
На дорогу погляжу, погляжу.
Как вернутся три царя, я ужо их угощу, ох, угощу!
А потом уж Вифлеем навещу, ох, навещу!

Ведущий:
А вот пастыри овечьи меж собою ведут речи,
хлеб кушают, птах небесных слушают.

Пастухи:
– Я, самый старший пастух,
я водой омылся, Богу помолился,
водицы напился, хлеба наелся.
– Я, второй пастух,
я водой омылся, Богу помолился,
а потом воды напился, хлеба наелся.
– А где же наш младший пастушок?
– Я здесь рядышком сижу,
в небеса гляжу, пташек слушаю.
Хорошо-то как поют!
– Какие зимой пташки?
– Это ты, видно, понарошку?
– Да нет, вы протрите глаза, поглядите в небеса:
птаха в небе вьется, заливается, чисто жаворонок.
– Верно! Вон еще одна.
– Вот те на! Да их целая стайка!
– Нет, постой-ка: то не пташки, то – ребятишки!
– Не бывает ребятишек с крылами.
– Ой, поглядите-ка, прямо над нами!
– Да ведь это, похоже, Ангелы Божьи!
– Я боюсь!
– Да ты, пастушок, не трусь: пастухи, мы люди храбрые.
– А Божьи ангелы, они добрые. Ишь, как поют, ликуют!
– Вроде нас окликают.
– Кажется, на землю спустились.
– Ой, глядите, ангел идет по земле, как по небесам, – к нам!

Ведущий:
А вот ангел с пастухами разговаривает.
Ангел:
– Я, Божий ангел, пастырей кликаю,
возвестить им хочу радость великую:
народился наш Спаситель, Господь,
воплотился в человеческую плоть.
На земле и в Небесах торжество,
Христа Бога Рождество!
И вы, пастыри, пойдите к Нему, поклонитесь Ему!
Пастухи:
– Мы пойдем сегодня, в Рождество Господне,
мы пойдем к Нему поклониться Ему.
– Мы пойти-то пойдем хоть сейчас,
только нет у нас для Младенца подарочка.
– Нет ни шерсти клочка.
– Ни зимой молочка.
– Нет и сыру овечьего.
– Подарить-то нечего!
Ангел:
– Нет у вас ни молока, ни шерсти, ни сыра.
Нет у вас ни ладана, ни золота, ни мира.
Зато есть у вас радость и вера!
Пастухи:
– Мы пойдем к Нему поклониться Ему
с нашей верой и радостью.
Ангел:
– Я же, ангел, покажу вам дорогу ко Христу Богу.
Вот он, город Вифлеем, что известен будет всем.
А вон там вертеп-пещера. Крепка ли ваша вера?
Пастухи:
– Крепка!
Ангел:
– Ну, тогда в вертеп войдите, на Младенца поглядите,
чуду подивитесь, Богу поклонитесь!
Пастухи уходят поклониться новорожденному Христу.

Появляются волхвы, приносят свои дары Младенцу Спасителю, собираются уходить и встречают Ангела.
Ведущий:
– А вот идут три царя, хвалу Господу творя.
Ангел их встречает, к царю Ироду ходить запрещает.
Волхвы:
– Мы, цари, идем втроем, хвалу Господу поем.
Ангел:
– Помогай вам Господь, господа.
Вы откуда идете и куда?
Волхвы:
– Мы, цари, пришли издалёка.
– С севера и с востока.
– Нас, царей, сюда привела звезда.
– Поклонились мы Христу Младенцу, будто ясному солнцу.
– Поклонились мы Царю всего мира, принесли Ему ладан и миро.
– Поклонились мы Царю всего света, принесли Ему злато.
– А теперь мы спешим в город Иерусалим.
– К царю Ироду.
– Ему радость возвестим.
– Чтобы он шел скорей на поклон к Царю царей!
Ангел:
– Я же, ангел Божий, вам, царям, говорю:
не ходите к Ироду-царю,
не ходите мимо города Ерусалима.
Сам я вас провожу, путь окольный покажу, тропу горную, неторную.
На Младенца Ирод-царь затаил злобу черную!
Волхвы:
– Мы, цари, втроем, мы за ангелом идем
по тропе неторной, горной.
Не узнает про Христа Ирод-царь злотворный.
Не насытит Ирод-царь своей злобы черной.
Волхвы уходят.

114f565c2cf8cb001ec13a6f29feb7201467ee4d

Маленький Рождественский спектакль

ef1c3c71782501ba873b4dc22e7b40ac446596a0Действующие лица:

Сцена изображает полянку с елочкой посредине. За елочкой спрятана девочка, задрапированная в зеленое. Вбегают два пастуха.

1-й пастух (показывает рукой): Видишь, вон где звезда!
2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!
1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. (Перебегает сцену, кричит другому пастуху). Младенец в яслях лежит! И Мать над ним!
2-й пастух (как бы про себя): Вот о чем пели Ангелы… Чудо великое.
1-й пастух (возвращается): Помнишь, Ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился? Пойдем, поклонимся Святому Младенцу.
2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?
1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мед… Сыр еще остался…
2-й пастух: А я… я свежего сена из травы пахучей Ему в ясли положу.
1-й пастух: Пошли!
(Идут через сцену. Уходят).

Елочка: Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит Звезда над пещерой.
Свет голубой льется из щелей.
В яслях Младенец-Спаситель лежит.
Тысячи лет ждали Его прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!

Цветы: Мы цветы-цветочки,
Мы растем неслышно.
Эта ночка-ноченька
Самая душистая.
Елочка: Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается…
Цветы: Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу.
Елочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.
Цветы: Но на тебе нет цветов, Елочка, а о твои иголочки Младенец может только уколоться.
(Уходят).

Елочка: Нет никого. Одна я, одинока.
Как ночь тиха! Звезда зовет, горит.
И все ушли. Всё поклониться Богу
К святой пещере радостно спешит.
Колючая, забытая я елка,
Ненужная стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души.
(Молится, качается. Музыка. На Елочке зажигаются огоньки.
Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода, Цветы).

Пастухи (вместе): Смотрите, звездочки с неба упали!
1-й пастух: Елочка сияет вся!
2-й пастух: Чудо Бог сотворил!
Зайчик (прыгает вокруг елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая!
Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.
Огонь: Она вся в огоньках.
Вода: Она вся в хрусталиках, в капельках, а не в огоньках…
2-й пастух: За твое смирение, Елочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.
1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.
Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Елочку.
Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной!
Зайчик: Да здравствует наша Елочка!
2-й пастух: Теперь смиренная зеленая Елочка всегда будет славить Рождество Христово.
Все: Всегда!
Все становятся вокруг Елочки.
Поют:
«Рождество Христово, Ангел прилетел…».

47a59490e9ccdec34655d46b82d1316cdcdec85f
Вифлеем

(рождественская сценка для детей 5-6 лет) Автор: Дмитриева Л.А.

Действующие лица:

(Снежинки танцуют под музыку, потом выбегает Ангел, и снежинки кружатся вокруг него,останавливаются полукругом.)

Снежинка 1: Ангел белый, дух небесный,
Расскажи нам, друг чудесный,
Как летал ты в Вифлеем?
Ну, а мы расскажем всем!

Снежинки все хором: (легонько прыгают и кричат) Расскажи! Расскажи!
Ангел: В Вифлеем?
Снежинки все хором: Да! Да! Да!
Ангел: О! Это было очень давно. Две тысячи лет назад! В ту ночь, в городе Вифлееме родился Младенец Христос! Никто-никто не знал об этом, только Ангелы! (прикладывает палец к губам). Потому что все спали… кроме пастухов!
(Играет музыка, снежинки разбегаются, оставляя место в центре, Ангел также встает в стороне, на сцену выходят пастухи, садятся в кружок на пол.)

Пастух 1: Какая темная ночь!
Пастух 2: И как тихо!
Пастух 3: (смотрит вверх) И какие красивые звезды!

(Звучит несколько аккордов, появляется под музыку Ангел, пастухи от страха закрывают лица руками.)
Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!
(Пастухи вскакивают, играет музыка, Ангел что-то им говорит, жестикулируя руками, они радостно удивляются. Пастухи радостно кружатся вместе с Ангелом, потом он убегает.)

79abb028f58b34fd63d67afa1efe2bb8b4d277fc

Пастух 1: Это был Ангел.
Пастух 2: Да! Он прилетел и сказал, что в городе Вифлееме родился Младенец Христос!
Пастух 3: И что Младенца спеленали и положили в ясли!
Пастух 1: Пойдем, посмотрим!
(Все убегают, играет музыка. На сцене появляется Иосиф и ставит на пол ясли, Мария выносит на руках, как носят младенцев, свернутую белую пеленочку, кладет в ясли. Приходят пастухи, показывают на ясли, подходят поближе, заглядывают в них.)
Ангел: (стоит в стороне и говорит зрителям) Мать Младенца зовут Мария, а ее мужа зовут Иосиф.
(Играет музыка, снежинки выбегают и загораживают Марию, Иосифа, ясли и пастухов, и те уходят.)

Снежинки все хором: А дальше?
Ангел: Над Младенцем Христом зажглась в небе (показывает вверх) удивительная звезда! Ее увидели мудрецы и решили пойти и поклониться Младенцу.
(Играет музыка, снова снежинки разбегаются по сторонам, выходят мудрецы.)

Мудрец 1: Куда же делась звезда? Она все время была впереди.
Мудрец 2: Мы так долго шли и вот что-то заблудились.
Мудрец 3: Да мы не туда пошли. Вон она звезда! Над Вифлеемом!
(Играет музыка, выбегают снежинки, кружатся хороводом вокруг мудрецов, в это время выходят Мария и Иосиф, ставя ясли на пол, снежинки убегают.)

Мудрец 1: Вот мы и пришли!
Мудрец 2: Мы хотим поклониться Младенцу Христу!
Мудрец 3: Мы принесли Ему дары! Потому что Он Царь!
(Мудрецы достают подарки, снова выбегают снежинки под музыку, и за ними уходят со сцены Иосиф с Марией, уносят ясли и уходят пастухи.)

Ангел: Мудрецы поклонились Младенцу Христу, принесли Ему свои дары и ушли.
Снежинки все хором: А дальше?
Ангел: Младенца назвали Иисусом. Он Сын Божий. Он рос очень послушным и добрым. А когда вырос, то совершил великий подвиг. Он спас всех людей от грехов и от вечной смерти.
Снежинки все хором: Всех-всех?
Ангел: Всех тех, кто поверит в Него. Прошло две тысячи лет, а люди и сегодня празднуют Рождество!
Снежинки все хором: И мы, и мы празднуем!
(Все берутся за руки.)
Ангел и все снежинки вместе: С Рождеством Христовым!

https://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-vertep-istoriya-ego-poyavleniya-v-rossii/ Рождественский вертеп и его появление в России
https://svjatyni.ru/kalendar/rozhdestvenskiy-vertep.html Рождественский вертеп — что это такое, значение и история, традиции и сценарии вертепного представления.
https://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/rozhdestvenskiy-vertep-3462/ Все о рождественском вертепе: от истории до традиций современности
http://www.kopilochka.net.ru/SUNDAY/SCRIPTS/17.php Сценки для детей на Рождество
https://materinstvo.ru/art/2180 Materinstvo.ru Сценарий вертепного представления

Юлия Воронцова,
6.01.21
Фото кукол предоставлены Евдокией Воронцовой

Источник

Информационный портал ответов на вопрос "Какой"
Adblock
detector