царем какого города был гильгамеш

Гильгамеш – герой, обретший бессмертие

Гильгамеш – самый известный герой шумерских и аккадских мифов, причём его образ был списан с реально существовавшей личности. По предположению историков, прототипом мог стать правитель города Урука, прославившийся великими делами и достижениями в XXVII веке до нашей эры. Он прожил целых 126 лет, а после смерти стал приравниваться к богам.

О подвигах и приключениях Гильгамеша был сложен эпос, состоящий из песен и преданий. Конечно, в них немало мифологических элементов и действующих лиц, однако легенды хранят и немало описаний исторических событий. Какой же была жизнь великого шумерского героя – Гильгамеша?

Дерзкий правитель Гильгамеш

Прежде чем познакомиться с историей жизни Гильгамеша, я бы хотела рассказать о его имени. В переводе оно значит “предок-герой”. Историкам известно о нескольких эпосах, посвящённых Гильгамешу.

Самой известной вариацией мифа является “ниневийская версия”, созданная для хранилища книг царя Ашурбанипала. Уникальность этих записей в систематизации сведений. Разрозненные отрывки преданий о Гильгамеше соединены в стройный, единый сюжет, который позволяет пройти путь подвигов вместе с их главным героем.

В юности Гильгамеш был легкомысленным и безрассудным. Молодой правитель вызывал недовольство своего народа. Он предавался веселью целыми днями и нередко похищал жён своих подданных.

Долго терпеть этого люди не могли, они взмолились богам, чтобы те сотворили достойного соперника Гильгамешу. Под руководством богини Ауру, воплощавшей материнские силы, был вылеплен из глины дикий человек, которого назвали Энкиду. Именно на него возлагалась миссия вызвать Гильгамеша на поединок и одержать в нём победу.

gilgamesh i enkiduГильгамеш и Энкиду

Встреча с Энкиду

Пока Энкиду обитал в степи, ничего не подозревая о замыслах богов, Гильгамешу приснился странный сон. В нём он увидел большой сверкающий камень, упавший с небес. Он бережно взял прекрасную находку и принёс матери.

Когда наутро Гильгамеш поведал матери о своём сновидении, она растолковала, что оно могло значить. По словам мудрой женщины, сон говорил о скорой встрече Гильгамеша с верным другом, что станет ближе родного брата.

Вскоре охотники, ежедневно входившие в степь, сообщили правителю о появлении странного существа на просторах его владений. Загадочный полузверь-получеловек не позволял охотиться, защищал степных животных и жестоко расправлялся с людьми.

Гильгамеш задумал выманить это “чудовище” с помощью блудницы, которую подослал к нему. План сработал, но, оказавшись среди людей, Энкиду и сам превратился в человека. Тогда Гильгамеш выступил против него. Но соперники оказались совершенно равны в бою.

Когда стало ясно, что битва может продолжаться бесконечно, Гильгамеш и Энкиду предстали перед матерью правителя, попросив её рассудить их. Она же в ответ назвала их своими сыновьями. С той поры двое отважных юных воинов стали верными товарищами.

Гильгамеш и Энкиду вместе прошли немало дорог, совершили много подвигов. Плечом к плечу они сражались против чудовища Хум-бабы и одержали победу. Когда богиня Иштар наслала на город Урук свирепого быка, друзья-братья вновь выступили против монстра.

Несмотря на доблесть и великие свершения, Гильгамеша ожидало горе. Боги разгневались на Энкиду за убийство над Хум-бабой. Кроме того, он не выполнил своего предназначения, для которого был создан.

Согласно воле божеств, Энкиду внезапно умер, оставив Гильгамеша в одиночестве. Не было предела горю правителя. Не в силах терпеть душевной боли, он ушёл в пустыню, где скитался, прося смерти и для себя.

Гильгамеш – странник в поисках истины

Во время скитаний Гильгамеш осознал, что лишь после потери друга впервые задумался о том, что и сам смертен. Однако вскоре его стало волновать иное: почему же боги обладают бессмертием?

Следуя за богом солнца, он спустился в подземный мир, переправился через воды смерти, после чего оказался на таинственном острове, где жил Утнапишти. Это был единственный человек, что сумел обрести бессмертие.

Гильгамеш расспросил Утнапишти о его секретах. Как выяснилось, бессмертие было даровано ему богами после Всемирного потопа. Утнапишти отметил, что лишь он один по воле богов стал бессмертным человеком.

Конечно, наделить бессмертием Гильгамеша он не мог, однако преподнёс ему ценный подарок. Это был волшебный цветок, способный наделить своего обладателя вечной молодостью. Но и тут Гильгамешу не повезло. Пока он беседовал с Утнапишти, мимо проползала змея. Она украла цветок и, проглотив его, сбросила кожу. Перед Гильгамешем предстала вечно юная рептилия, а вернуться домой ему пришлось ни с чем.

Тем не менее, по возвращению Гильгамеш не испытал разочарования. Подходя к родному городу, он увидел высокие стены, окружавшие прекрасный Урук. Необыкновенная гордость заполнила сердце героя, ведь именно ему принадлежала заслуга основания этого места.

po nelepoy sluchaynosti gilgamesh lishilsya chudesnogo tsvetkaПо нелепой случайности Гильгамеш лишился чудесного цветка

Финал преданий о Гильгамеше многим исследователям кажется неясным и загадочным. По сути, история правителя обрывается на моменте его возвращения в Урук. Мы не знаем, что было дальше с правителем, какие подвиги довелось ему совершить, в какие трудности он попадал. Несмотря на это, мне видится особый смысл в эпосе. Миф о Гильгамеше словно говорит нам бессмертие человека – не в волшебном эликсире или даре богов. а в его делах. Неспроста город Урук, построенный Гильгамешем, просуществовал много столетий, храня память о своём дерзком и смелом правителе.

Источник

Гильгамеш: вавилонская помесь Геракла и Самсона

Герой меча и магии, вернее, его шумерский вариант, стал персонажем древнейшего фэнтезийного эпоса. Текст этой саги на каменных табличках нашли 170 лет назад.

Веками европейские студенты читали античные мифы о Геракле и Одиссее, приходя в изумление от подвигов древних героев. Христиане знали историю ветхозаветного силача Самсона, голыми руками рвавшего львов на куски. Художники написали сотни полотен об этих героях, скульпторы изваяли десятки статуй, но никто и не знал, что и библейский, и античные герои восходят к одному персонажу…

В 1849 году британский археолог Остин Генри Лейард проводил раскопки на Ближнем Востоке. Он хотел найти доказательства событий, описанных в Ветхом Завете. В те времена считалось, что Библия содержит старейшие тексты в мире. Однако раскопки Лейарда подорвали эту версию. Найденные им каменные таблички из библиотеки царя Ашурбанипала в Ниневии оказались гораздо старше самых древних библейских текстов.

Читайте также:  трос для прочистки канализационных труб какой выбрать

Таблички срочно скопировали и переправили в Англию, где лучшие специалисты Британского Музея взялись за перевод. На это ушло много лет, и первая более-менее полная английская версия была готова только в 1870 году. Первой обратила на себя внимание история о всемирном потопе, очень сильно похожая на библейскую. В табличках древний бессмертный мудрец рассказывал о потопе царю Гильгамешу. Европейский научный мир взорвался, дискутируя о том, совпадает ли это событие с библейским, и если да, то есть ли возможность установить его датировку.

26f88b758121552684f534908d49de92

Одна из табличек с мифами о Гильгамеше. Источник: en. wikipedia.org

Ученые пытались для начала установить время царствования Гильгамеша. По археологическим источникам удалось выяснить, что такой царь действительно существовал. Он правил городом Уруком в III тысячелетии до нашей эры. В одном из текстов, найденном при раскопках, удалось прочитать, что Гильгамеш строил стены Урука. Это позволило несколько сузить предполагаемые годы жизни легендарного царя, но установить их точнее чем «между 2800−2500 годами до н. э.» не удалось.

Шумерская мифология: куча героев с жуткими именами

Для неисториков интересны мифы о Гильгамеше. И не только из-за захватывающих приключений древнего царя, но и из-за схожести его с другими известными героями древности. Гильгамеш был богом на две трети и страшным тираном, активно практиковавшим право первой ночи и сгонявшим людей на бессмысленные работы. Подданные жестокого царя взмолились всем богам об избавлении от такого правителя, и небесные владыки, посоветовавшись, создали «равного Гильгамешу» дикого человека Энкиду. Этот могучий «Маугли» жил в абсолютной гармонии с природой. Его пришлось приручать с помощью жриц богини любви, на которых дикарь не нападал. Укрощённому дикарю объяснили, что он должен победить царя и показали дорогу на Урук.

19bf55fc7430caebfbd5e19932a424b3

Энкиду — шумерская скульптура. Источник: wikipedia.org

Когда Гильгамеш пошёл просить благословения у своей матери, богини Нинсун, та усыновила Энкиду, сделав его сводным братом самого царя. Получив материнское напутствие, Гильгамеш и Энкиду отправились в лес, где обитал Хумбаба. На привале царю приснились кошмары о камнепадах, жутких грозах, диких быках и гигантских огнедышащих птицах. Энкиду оптимистично истолковал их как предсказания грядущего успеха похода.

Добравшись до леса, где обитал Хумбаба, царь испугался, увидев ужасного великана, но Энкиду сумел вернуть брату смелость, и тот бросился в бой. Даже силы Гильгамеша не хватало на то, чтобы победить жуткого демона. Тогда бог правосудия и солнца Шамаш, следящий за происходящим, послал ураган, чтобы тот помешал огромному Хумбабе. Когда царь победил демона, тот взмолился о пощаде, уверяя, что станет верным слугой Гильгамеша. Энкиду заявил, что не доверяет демону, и предложил прикончить его, укрепив тем самым свой авторитет. Так и сделали.

Царя, вернувшегося с головой жуткого чудовища, чествовали как героя. Даже богиня любви Иштар во всех смыслах заинтересовалась Гильгамешем. Но царь знал о её ветрености, потому сразу пресек все возможные поползновения в свой адрес. Оскорбленная богиня пошла к своему отцу, верховному богу Ану и упросила его, наслал на Урук Небесного Быка, который устраивал наводнения, топтал поля и убивал людей. Гильгамеш с Энкиду одолели чудовище, причем без какой бы то ни было божественной помощи.

4bad207e9ba647d80e5a69a2e63cef80

Гильгамеш сражается с Небесным Быком. Шумерский барельеф. Источник: wikipedia.org

Царь устроил похороны по наивысшему разряду. На тризну был приглашен весь город и жители окрестных деревень, сам царь обрил голову в знак траура и приготовил несметные богатства из своей сокровищницы, чтобы похоронить вместе с Энкиду. Для могилы даже перекрыли реку, вырыли могилу на дне, похоронили, а затем вновь пустили воду, чтобы брат царя упокоился на дне, где до него никто не доберется.

После кончины брата, царь осознал, что больше всего на свете боится собственной смерти. Новой целью Гильгамеша стал поиск бессмертия. Для этого он решил отправиться к Утнапиштиму, которому боги даровали бессмертие. На своём пути он встретил львов, из которых сделал себе новую одежду, повстречал двух людей-скорпионов, которых уговорил пропустить его миром, и прошел горной тропой, где никогда не бывало солнца. Так он добрался до вечноцветущего Сада Богов.

0e8928fc8d14e36fc0c8e82e6c5e6c8b

Гильгамеш сражается со львами. Шумерская статуэтка. Источник: en. wikipedia.org

Перед расставанием, жена Утнапиштима сказала, что слышала о растении, которое не дает бессмертие, но может один раз вернуть молодость. Обрадованный Гильгамеш отправился на новые поиски и даже сумел отыскать волшебный цветок. Он не стал использовать растение сразу, а решил вернуться в Урук, изучить там чудо-цветок и приготовить из него эликсир молодости. На обратном пути царю захотелось искупаться. Пока он мылся, волшебный цветок съела проползавшая мимо змея. Она омолодилась, сбросив кожу, и уползла. В расстроенных чувствах Гильгамеш вернулся в родной Урук, не зная, что делать дальше…

Бесконечная история — это история, конец которой не найден

На этом оборвался текст, выбитый на одиннадцати каменных табличках, найденных британскими археологами. Несмотря на то, что на двенадцатой тоже говорилось о Гильгамеше, ученые считают, что это не продолжение эпоса, а своего рода «спин-офф»: Гильгамеш вновь встречает живого и здорового Энкиду. Вместе они путешествуют в загробный мир, чтобы вернуть нечто, украдено у царя. Но из-за утраченных фрагментов очень трудно понять, к какой части истории относится этот фрагмент.

Когда в конце XIX — начале XX веков эпос о Гильгамеше был переведен и напечатан, им вдохновились многие авторы самых разных жанров — от фентези до исторических романов. Древний персонаж стал героем аниме и компьютерных игр. Даже в мусульманских странах эта история очень популярна. Так, например, Саддам Хусейн был большим любителем историй о великом царе древнего Междуречья. Наверное, усатый тиран Ирака считал себя в некотором роде наследником Гильгамеша — победителя всего на свете

Источник

Глава 1. Гильгамеш

Литература Древнего мира

С определенной долей условности Гильгамеша можно назвать первым в истории литературным героем. Любопытно, что в нём нашли отражение наиболее часто повторяемые в веках черты популярнейших образов, рождённых человеческой фантазией. Кроме того, в сказаниях о Гильгамеше появились и особенно распространённые литературные типажи, с которыми мы в тех или иных вариациях встречаемся во множестве произведений всех времён и народов. Прежде всего, это: верный друг главного героя; падшая женщина-соблазнительница; благородная самоотверженная мать, возносящая молитвы богам с прошением о сохранении жизни её возлюбленному сыну-герою; блудница, за добрые дела прощённая богами и героями.
Известны пять шумерских сказаний о Гильгамеше: «Гильгамеш и гора бессмертных», «Смерть Гильгамеша» (другое название «Гильгамеш в подземном мире»), «Гильгамеш и небесный бык», «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и «Гильгамеш и Агга». Согласно традиции, эпос был записан со слов урукского* заклинателя Синликеуннинни*.
___________________
* Урук — город-государство IV в. до н.э. — III в. н.э. в Шумере (Южный Ирак).
** Синликеуннинни жил примерно в конце II в. до н.э.; ряд учёных утверждает, что заклинатель на основе ранее существовавшего эпоса создал наиболее полную аккадскую эпическую поэму о Гильгамеше — «О всё видавшем», которая стала одним «из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы» (К.Ф. Афанасьева. Статья «Гильгамеш» в : «Мифы народов мира». Энциклопедия. Том 1. М., 1991).

Читайте также:  какая оправа подходит для круглого лица для зрения фото женские

Открытие табличек, на которых были начертаны тексты, произошло в XIX в. В 1839 г. молодой английский дипломат Остин Генри Лейард* заинтересовался курганами в Месопотамии**. Под его руководством были раскопаны прославленные древние города Ниневия и Нимрод. В Ниневии был обнаружен дворец VII в. до н.э. с библиотекой царя Ашшурбанипала (около 20 тыс. глиняных табличек). Та часть библиотеки, в которой находились таблички с эпосом о Гильгамеше, была обнаружена в 1853 г. сотрудником Лейарда — Хормуздом Рассамом. Наука археология в те годы ещё только зарождалась. Обращение с найденными реликтами зачастую было варварское. Так случилось и с библиотекой Ашшурбанипала. Груды табличек лопатами засыпали в ящики и в таком виде переправляли в Британский музей, где они и валялись не прочитанными не одно десятилетие. Как результат, великий эпос дошёл до нас лишь во фрагментах — навечно утеряны сотни стихов.
____________________
* Остин Генри Лейард (1817 — 1894) — английский археолог и дипломат. В течение двух экспедиций (1845 — 1847 и 1849 — 1851) производил раскопки развалин двух столиц Ассирии — Калаха и Ниневии. Осуществил археологические разведки в Вавилоне, Борсиппе, Ниппуре и др.
** Месопотамия (древнегреч. Двуречье) — область между средним и нижним течением рек Тигр и Евфрат в современном Ираке, один из древнейших очагов цивилизации.

Библиотека Ашшурбанипала была оценена только после расшифровки клинописи, осуществлённой преимущественно стараниями английского дипломата и разведчика Роулинсона*.
_______________
* Генри Кресвик Роулинсон (1810 — 1895) — востоковед и дипломат, один из основоположников ассирологии.

Потребовалось почти двадцать лет, чтобы были дешифрованы таблички с эпосом о Гильгамеше. В 1872 г. Джордж Смит*, ассистент Роулинсона, объявил на собрании Общества Библейской археологии, что обнаружил среди ассирийских табличек, находящихся в Британском музее, рассказ о Всемирном потопе. Это была знаменитая 11-я табличка из ассирийского собрания эпоса. Вскоре после этого выступления Смит опубликовал «Халдейский отчет о Потопе» и краткое описание эпоса.
__________________
* Джордж Смит (1840 — 1876) — английский ассиролог-археолог. Открыл тексты поэмы о Гильгамеше, сказания о Потопе и другие эпические произведения и исторические документы из библиотеки царя Ашшурбанипала. Вёл раскопки Ниневии.

Особую роль в судьбе «Эпоса о Гильгамеше» сыграла американская археологическая экспедиция из университета Пенсильвании. Началась она в сезон 1888/89 гг. под руководством Джона Питерса на кургане Ниффер* в южном Ираке.
_________________
* Ниффер (Нуффар) находится на месте, где в глубокой древности располагался шумерский город Ниппур — центр культа верховного бога шумеров Энлиля.

Экспедиция нашла около 40 тыс. табличек с клинописью. Среди них были несколько с древнейшими версиями цикла о Гильгамеше на шумерском языке.

Имя Гильгамеш обычно переводят как «предок-герой». Конечно, так могли бы звать только легендарного правителя. Но на основании ряда обнаруженных источников многие учёные утверждают, что герой — лицо историческое. Немецкие археологи, работавшие в Ираке, даже объявили в 2003 г., накануне нападения НАТО на Ирак, что в ходе раскопок в местах, где, согласно «Эпосу о Гильгамеше», располагался город Урук, обнаружили могилу Гильгамеша на дне высохшего русла реки Евфрат. Начавшаяся война прервала работу учёных.

Существует полуисторический шумерский документ «Список царей», согласно которому Гильгамеш был пятым по счету царём от основания первой династии Урука (после потопа). Он якобы правил 126 лет, тогда как его сын царствовал лишь 30 лет, а последующие цари вообще были обычными людьми.

Если мы будем говорить о содержании всех сказаний о Гильгамеше в целом (то есть «О всё видевшем»), то получим представление о характере царя Урука в развитии. Вначале он предстаёт самовластным, невоздержанным деспотом, нещадно заставляющим верноподданных трудиться на строительстве крепостных укреплений города и отнимающим у них жён. Боги послали к Уруку дикого человека Энкиду, способного противостоять Гильгамешу. Коварный царь первоначально вознамерился ослабить врага, подослав к нему блудницу Шамхат. Энкиду поддался чарам женщины, которая привела его в город. Произошедшая далее битва между героями завершилась совершенно неожиданно — недавние враги подружились.

Затем друзья совершили поход в Ливанские горы против свирепого чудовища Хумбабы — властелина кедровых лесов и любимца могущественного бога Энлиля*.

Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду:
«Друг мой, далёко есть горы Ливана,
Кедровым те горы покрыты лесом,
Живёт в том лесу свирепый Хумбаба
Давай его вместе убьём мы с тобою,
И всё, что есть злого, изгоним из мира!
Нарублю я кедра, — поросли им горы, —
Вечное имя себе создам я!»*

______________________________
* Здесь и далее текст поэмы цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока». Библиотека всемирной литературы, т. 1. Издательство «Художественная литература», 1973 г. Перевод И.М. Дьяконова.

Так в литературе зародилась борьба героев-одиночек с всемирным злом. По утверждению ряда литературоведов, начиная с этого сюжета Гильгамеш стал богоборцем и истинным героем, равным древнегреческому Прометею (что особо ценилось в советское время). Хумбаба был окружён семью магическими оболочками, данными ему богом Энлилем. Но герои вырубили волшебные кедры, которые являлись хранителями силы Хумбабы, и чудовище погибло — с каждым новым поваленным деревом Хумбаба лишался силы его оболочек, а вместе с ними и жизни.
___________
* Энлиль — второй по старшинству среди главных богов шумеро-аккадского пантеона; бог плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы — бурь, ветра, воздуха; владыка, определяющий судьбы; термин «энлильство» означает «господство».

Читайте также:  какая рентабельность считается нормальной в торговле стройматериалами

Наблюдавшая за героями богиня Иштар* воспылала страстью к Гильгамешу и предложила ему свою любовь. Однако герой отверг богиню, напомнив о погубленных ею любовниках и мужьях. Таким образом, если согласиться с трактовкой сказания Томасом Манном**, Гильгамеш воспринял домогательства Иштар как оскорбление его мужского достоинства.
____________________
* Иштар (шумерская Инанна, финикийская Астарта, древнегреческая Афродита, древнеримская Венера) — в аккадской (ассиро-вавилонской) мифологии богиня плодородия и плотской любви, а также богиня войны и распри.
** Томас Манн (1875—1955) — прославленный немецкий писатель; о Гильгамеше Манн рассуждал в одном из ключевых для писателя романе «Иосиф и его братья».

Гильгамеш и Энкиду со славой вернулись в Урук. Но по воле богов Энкиду вскоре умер. С этого времени Гильгамеша стали терзать мысли о грядущей смерти. Герой знал, что в мире есть единственный бессмертный — родственник Гильгамеша Ут-напишти. Царь решил найти его и узнать тайну вечной жизни, а потому отправился в странствование.

Видимо, здесь необходимо сделать важнейшее отступление. Начиная чуть ли не с первого художественного произведения, созданного человеком, вопрос о смерти, жизни и бессмертии стал главным вопросом творчества. Таковым он остаётся и по сей день. В эпосе о Гильгамеше впервые прозвучал единственный и неоспоримый ответ на него, обыгрываемый в литературе со всех сторон, но при этом не изменивший своей сути.

Много подвигов довелось совершить герою, прежде чем он добрался к Ут-напишти. Наконец Гильгамеш переправился в ладье через воды смерти на остров блаженных, где и нашёл вечно живущего. В древности боги решили наказать людей и уничтожить всех потопом. Между собой они договорились не сообщать людям о грядущей гибели. Но хитроумный бог Эа* послал своему любимцу Ут-напишти сон, в котором повелел ему построить большой ковчег, приготовить его к плаванию и взять с собой в путешествие всю семью и по паре каждого зверя и каждой птицы. После потопа собрался совет богов, которые сами были перепуганы разразившейся катастрофой, и в знак благодарности Ут-напишти за спасение человечества и всего живого даровали ему бессмертие.
____________________
* Эа — в аккадской (ассиро-вавилонской) мифологии бог пресных вод и мудрости, особо благосклонный к людям; один из триады верховных божеств.

Подвиг Ут-напишти оказался столь велик, что вряд ли кто из людей мог ещё когда-либо совершить нечто равное. Так что Гильгамешу не приходилось рассчитывать на бессмертие. Отвергая вечную жизнь и саму надежду на нее, Ут-напишти в разговоре с героем воскликнул:

Разве навеки мы строим домы?
Разве навеки мы ставим печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях.

Упорствуя, Гильгамеш попытался избавиться от смерти с помощью цветка вечной молодости, но старания его оказались тщетными.
Эпос о Гильгамеше завершается следующими словами:

И прибыли они в Урук ограждённый.
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
«Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай —
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?»

Часто говорят, что завершение поэмы весьма туманно и не поддается трактовке. Но согласно традиции, слова эти разъясняются следующим образом.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены, и понял, что бессмертие человека — в делах его, что не телесная оболочка, а память потомков даруют смертному вечность. Таков и есть единственный верный ответ на вопрос о смерти и бессмертии человека. Иное дело, какое это бессмертие — славное или подлое. Впрочем, всё равно оно остается бессмертием.

Нельзя не признать, что в поэме очевидны темы мужского гомосексуализма (Гильгамеш и Энкиду) и женского скотоложества (плач богини Иштар и созванных ею любодеиц, блудниц и девок по вырванному Энкиду корню убитого Гильгамешем Быка).

Источник

Гильгамеш

Полезное

Смотреть что такое «Гильгамеш» в других словарях:

Гильгамеш — Гильгамеш … Википедия

ГИЛЬГАМЕШ — шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. аккадское имя; шумерский вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, значит «предок герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. реальной… … Энциклопедия мифологии

Гильгамеш — Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш полулегендарный правитель I династии города Урук в Шумере (. до н.э.), герой шумерских мифов. Ему приписывается правление в течение 126 лет; отличался мужественностью, огромной … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

ГИЛЬГАМЕШ — полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (27 26 вв. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тыс. до н. э. и большой поэме кон. 3 го нач. 2 го тыс. до н. э. описывается дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, странствования Гильгамеша в … Большой Энциклопедический словарь

гильгамеш — сущ., кол во синонимов: 1 • героиня (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гильгамеш — (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города государства Урук в Юж. Мессопота мии ок. 1 й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь… … Всемирная история

ГИЛЬГАМЕШ — шумер. и аккад. мифоэпический герой. Г. аккад. имя, шумер. вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, означало «предок герой». Исследования, проведенные в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной исторической… … Православная энциклопедия

Гильгамеш — полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г. В конце 3 го начале 2 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) языке была составлена большая… … Большая советская энциклопедия

ГИЛЬГАМЕШ — полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпич. песни о Г. В кон. 3 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) яз. была составлена большая эпич. поэма о Г. В ней… … Советская историческая энциклопедия

Гильгамеш — шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками определителями) божества встреч. уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Информационный портал ответов на вопрос "Какой"
Adblock
detector