- Какие устаревшие слова есть в сказке «Царевна лягушка»?
- Найдите старинные, устаревшие слова в сказке Царевна лягушка.
- Список устаревших слов в сказке Царевна лягушка.
- «Царевна-лягушка»: цитаты героев сказки
- Цитаты главных героев
- Лягушка-квакушка:
- Василиса Прекрасная:
- Иван-царевич:
- Цитаты второстепенных персонажей
- Братья:
- Старый старичок:
- Медведь:
- Селезень:
- Баба-яга:
- Цитаты рассказчика
- Царевна-лягушка
- Нравственные смыслы в сказке «Царевна-лягушка»
- Народная сказка
- Аналогии
- Иван-царевич
- Почему Премудрая
- В заключение
- Советские интерпретации
Какие устаревшие слова есть в сказке «Царевна лягушка»?
Найдите старинные, устаревшие слова в сказке Царевна лягушка.
Список устаревших слов в сказке Царевна лягушка.
В русской народной сказке «Царевна Лягушка» встречается целый ряд устаревших слов. Вот некоторые из них (выписываю прям по тексту): батюшка (отец), терем, тужить (грустить), почивать (отдыхать), звери рыскучие, выткать, кликать (звать), красные (в значении красивые) девушки, воротился (вернулся), буйна голова, горница, разубранные (напряжённые, причесанные, при параде), вымолвить (сказать), мо’лодец, верста.
Вроде все слова. Хотя могла и что-то упустить.
Сказка «Царевна Лягушка» одна из самых известных русских народных сказок, сюжет которой знают практически все взрослые и дети. Иван Царевич пустил стрелу в болото, которое упало к лягушке и ему пришлось на ней жениться. Но лягушка оказалась красивой Василисой Премудрой, которая справилась со всеми заданиями царя. Не стерпев, Иван царевич сжег лягушачью кожу и Василиса улетела. Иван следует за ней, он получает волшебный клубок, который ведет его к бабе Яге. По пути он спасает разных зверей, а баба Яга указывает ему путь к Кощеевой смерти. С помощью зверей Иван убивает Кощея и находит Василису Премудрую.
Список историзмов в сказке «Царевна Лягушка» и их значение:
Список арахаизмов в сказке «Царевна Лягушка» и их значение:
Правильным ответом будет ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Именно так звали царевну, которая скидывая лягушачью кожу, принимала свой настоящий вид. И творила различные чудеса: то каравай испечёт лучше всех, то рубаху сошьёт только для царя, а то явится на пир в своей карете и всех удивит. Остальные героини тоже встречаются в русских народных сказках. Но они как говорится «из других опер». Ответ: ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
«В юности я не поладила со своим отцом, великим волшебником. Рассердился он на меня за то, что я хитрей и мудреней его уродилась, превратил меня за то в лягушку на три года и послал жить на болота. Уж недолго оставалось мне томиться, как вдруг однажды стрела упала подле меня. А следом за ней явился добрый молодец, Иван-царевич. Я сразу поняла, что это судьба моя, и что быть мне его женой. Конечно, не хотел он поначалу брать меня, думая, что я простая квакушка. Но я его убедила. Взял он меня и женился на мне, хоть люди и смеялись. А братья его женились на боярской да на купеческой дочерях.
Затем отец его решил испытать своих невесток. Велел нам за ночь рубашки сшить ему. Ночью вышла я на крыльцо, кликнула мамок да нянек, велела сшить рубашку, как у моего батюшки. Унес ее муж мой отцу, тот доволен остался.
На другую ночь велел царь нам испечь хлебы. На сей раз подослали боярышня да купчиха ко мне служанок, хотели узнать, что я делаю. Да я хитра: бросила квашню прямо в печь. Они потом также сделали, вот хлеб и не вышел.
А я снова кликнула своим чародейством мамок да нянек,велела хлеб испечь. Вышел хлеб на загляденье.
В третий вечер позвал нас царь в гости. Муж мой совестился с лягушкой ехать. Но я велела ему ехать одному. А позже приняла свой настоящий облик, приехала на пир и свое чародейное искусство тоже показала.
Тут влюбился в меня муж мой,Иван царевич. На беду, решил он снять заклятье сам. Сжег мою лягушечью кожу! А ведь если бы еще три дня подождал, была бы я его навеки.
Увы! Обернулась я кукушкой и полетела в мрачное царство Кощеево, ибо таково было заклятье, наложенное на меня.
Долго пришлось ждать мне избавления.
Отправился муж мой в далекий и опасный путь, много невзгод перенес. Но все хорошо кончилось. Он Кощея одолел, меня выручил. Поцеловались мы и домой поехали».
Непонимание значения слов затрудняет или искажает понимание текста, поэтому надо эти значения знать.
________________ _________________ _____
Василиса-прекрасная. Она кощею отказала, вот он ее в лягушку-царевну и превратил.
Сказка царевна лягушка о что не все является на самом деле таким каким видится на певрый взгляд, также о человеческой глупости и доброте.
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая-она же лягушка.
«Царевна-лягушка»: цитаты героев сказки
(Автор снимка: Mazepan)
Одна из самых любимых русских народных сказок «Царевна-лягушка» – об идеальной невесте, подруге, жене. Это мудрая и верная спутница мужчины, прекрасная статью и лицом, умелая хозяйка. Фоном основной сюжетной линии выступают второстепенные лейтмотивы – об уважении к старшим (сыновней почтительности, согласии выполнить любую волю родителей), сострадании к ближнему (Ивана-царевича – к Старому старичку, Зайцу, Щуке, Селезню…), мудрости старших (Царь испытывает невесток заданиями), и о том, что не нужно встречать по одежке (чудесное превращение лягушки-квакушки в Василису Прекрасную).
Идеи сказки «Царевна-лягушка» раскрываются в таком сюжете. Царь приказывает сыновьям найти суженых, выстрелив из лука в чистом поле. По условиям царя-батюшки, жениться царевичи должны на девушках, в чьи дворы упадут стрелы. Повезло только старшим братьям, а младшему досталась в жены лягушка-квакушка. Царь испытывает своих невесток, поручая выполнить, одну за одной, все более усложняющиеся задачи. Лучше всех справляется с ними лягушка-квакушка, заочно понравившись свекру больше других невесток. А, когда Царь-батюшка приглашает сыновей с избранницами на пир, жена младшего сына является в образе Василисы Прекрасной, скинув лягушачью кожу. Иван-царевич, очарованный красотой и грацией своей супруги, тайно сжигает лягушачью кожу, но навлекает беду: Василиса Прекрасная исчезает. Поиски молодой супруги оканчиваются удачей: Иван-царевич, пройдя многие испытания, освобождает Василису из плена Кощея Бессмертного.
Цитаты главных героев
Идея и смысл сказки раскрываются в емких колоритных цитатах, большинство из которых – на устах у многих поколений наших соотечественников и являются некими пазлами нашего культурного кода.
(Автор снимка: KristinaKKorn)
Лягушка-квакушка:
«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»
«Что, Иван-царевич, невесел, голову повесил? Или горе какое?»
«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»
«Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки» («Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела!»).
Примечательно, что, по сюжету сказки, именно проклятие отца («батюшки») Василиса Прекрасная была превращена в лягушку. Но это не меняет уважительного отношения девушки к укладу жизни своего родителя.
Лягушка-квакушка превращается в прекрасную царевну, меняется и риторика.
Василиса Прекрасная:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была»
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. »
Иван-царевич:
«Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала» (сказано со скромностью человека, чьи достоинства не нуждаются в преувеличении)
«Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом»
«Ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»
Цитаты второстепенных персонажей
(Автор снимка: Надежда Корчагина)
«Куда стрелы упадут, там и судьба ваша» (повторяется посыл «чему быть – того не миновать, озвучиваемый и лягушкой-квакушкой)
«Эту рубашку в черной избе носить»
«В этой рубашке только в баню ходить»
«Вот это хлеб, только в праздник его есть!»
Братья:
«Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес»
«Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра. »
Смысл этих слов, вложенных в уста братьев-царевичей, ставших крылатыми, можно передать другой крылатой фразой: «смеется тот, кто смеется последним».
Не менее колоритны высказывания и других персонажей, помогающие раскрыть суть сказки.
Старый старичок:
«Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?»
«Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать»
Медведь:
«Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь»
Селезень:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь»
«Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь».
«Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!»
Баба-яга:
«Дело пытаешь или от дела лытаешь?»
Цитаты рассказчика
Очень украшают сказку сравнения, гиперболы и другие средства речевой выразительности, используемые рассказчиком:
«Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил»
«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне»
«Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно».
«Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу».
«Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости».
Эта удивительная мозаика слов, ставших крылатыми, учит нас быть лучше, добрее, мудрее, как и положено старой доброй сказке.
Царевна-лягушка
Сообщить об ошибке
Вот старшие братья явились на смотр со своими жёнами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются:
— Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! И где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?
Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся.
Гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала.
Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.
Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.
А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.
Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил её на огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась — нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу:
Пример сочинения 1
Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, подумал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо истреблять.
Поэтому он без всякого сожаления расправился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, также вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмехаются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девушка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших братьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым вином, а его закидали костями из своих рукавов. Это говорит о том, что добро побеждает зло.
Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что.
Много трудностей на своем пути преодолевает младший сын царя, прежде чем находит свою царевну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломился, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целеустремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.
Пример сочинения 2
Главная героиня – сказки Царевна-лягушка. На самом деле – это Василиса Премудрая, но в начале сказки никто об этом не знает. Родной отец превратил девушку на три года в лягушку за то, что она была умнее его. Квакуша выходит замуж за Ивана-царевича. Мужа это очень расстраивает, он не догадывается, что она совсем не лягушка. Квакуша, на удивление родственников, лучше других невесток царя справляется с его непростыми заданиями. На пиру у свекра Василиса Прекрасная предстаёт в своём образе – первой красавицы. Все гости удивлены. Иван — царевич не хочет, чтобы его жена снова превратилась в лягушку. Он сжигает лягушачью шкуру. Нарушив запрет отца, Василиса Премудрая не может больше быть женой Ивана-царевича, ей приходится вернуться в тридесятое царство к Кощею Бессмертному. Вернуть героиню может только Иван-царевич, если справится с силами зла. Василиса Премудрая представлена в сказке независимой, смелой, мудрой девушкой, которая обладает многими талантами. Она – преданная помощница мужу и готова всегда его поддержать.
Иван-царевич – типичный герой русских сказок. Он простоват и бездеятелен, но до поры, до времени. Иван-царевич является младшим из трех сыновей царя. Он во всём слушается своего отца, даже когда ему предстоит жениться на лягушке. Иван – слабохарактерный человек. Он боится трудностей, не ищет пути их преодоления, а впадает в уныние. Иван-царевич отличается от своих братьев добрым нравом. Он терпеливо переносит их злые шутки, когда они смеются над ним и над его женой. Иван проявляет милосердие и животным, которых встречает в лесу. В критический момент он становится решительным и смелым; идёт на поиски жены и справляется со всеми преградами.
Царь – отец Ивана-царевича. По характеру — это жёсткий и деспотичный человек. Он любит властвовать и повелевать. Царь женит своих сыновей против их желания, его не интересуют их чувства. Он требует от родных исполнения всех своих прихотей.
Пример сочинения 3
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки. Но испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки: она проста, внимательна, добра, заботлива и скромна.
На этом фоне ярко проявляются недостатки работы жён старших братьев (достаточно вспомнить, как у одной хлеб подгорел, у другой — сырой) и подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет Ивана-царевича и высоко оценивается царём: «Вот этот каравай только в большие праздники есть».
И сам Иван-царевич оказывается достойным Василисы Премудрой. Ведь в начале сказки он молчалив, даже боязлив, над ним смеются братья. Но герой снискал себе уважение тем, что он справедлив, добр и смел, проявляет жалость к животным. Персонажи сказки добиваются победы добра и справедливости, проходя через различные испытания.
Запас русских народных сказок неисчерпаем. Их все любят, ценят и уважают. Все они богаты народной мудростью. Сказки придуманы народом, в них всегда есть чему учиться. Нужно только правильно понимать смысл каждой сказки. Например, сказка «Царевна-лягушка» совсем не похожа на правдивую. В ней много сказочных героев и чудес, которых не может быть на самом деле. Но если внимательно прочитать и осмыслить сказку, то мы все поймем.
Пример сочинения 4
Среди сказок, всех больше я люблю сказку про «Царевну-лягушку». В ней хорошо раскрываются такие пороки как алчность, зависть. А так же хорошие качества милосердия, любви, умения прощать. Кто-то скажет, что сказки для маленьких детей, но моё мнение, что некоторым взрослым тоже есть чему поучиться у сказочных героев.
В сказке рассказывается о трех сыновьях и их отце царе. Чтобы выбрать невест для сыновей отец придумал испытание волей судьбы. Сыновьям пришлось выпустить по стреле и куда стрела попадала, там и была суженная. Два сына нашли себе хороших невест, а стрела младшего сына упала на болоте рядом с лягушкой. Пришлось ее брать в невесты.
Во время пира невесты тоже должны были пройти испытания. В отличие от двух других невест Царевне-лягушке удавалось все. Пока невеста младшего сына пировала, он не выдержал и сбегал домой спалил ее облачение в виде лягушачьей шкурки. Не посоветовавшись с невестой и проявив нетерпение, младший сын обрек себя на разлуку с любимой и еще большие испытания.
Хотя старшие сыновья и их невесты сначала смеялись над младшим братом, а потом завидовали, сказка все равно изобилует добрыми качествами и делами. Младший сын не ослушался отца, а потом не испугался испытаний и отправился на поиски любимой. И в конце концов добро победило зло.
Сказка дала мне понять, что нужно быть смелым, держать данное слово, не предавать любимого человека и никогда не торопиться, обдумывать свои поступки.
Пример сочинения 5
В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты, они выпускали свои стрелы. У первого сына стрела попала в дом одного состоятельного купца, у второго же выстрелили в шикарное богатое поместье, а вот третьему молодому человеку, повезло, как казалось на первый взгляд, меньше, чем всем остальным братьям. Стрела третьего брата угодила в болото. В этом болоте жила лягушка, на которой ему и пришлось жениться.
Первым делом, молодой царевич решил проверить, на что лягушка способна в хозяйственном плане. Экзамен заключался в том, что нужно было испечь хлеб, а также сшить одежду. В этих испытаниях лягушка одержала победу и обратилась в красивую девушку. Царевич же решил сжечь ее шкуру и с этим решением он поспешил. Позднее она бы и сама стала бы красивой девушкой, а теперь она попала к Кощею.
В конце сказки все же царевичу удалось спасти свою любимую девушку и стали они вместе жить долго и счастливо.
Данная сказка учит тому, что первое впечатление может быть обманчивым. Ведь царевич сначала разочаровался, когда увидел то, что его невестой станет лягушка с болота. Никто и предположить не мог, что эта лягушка обернется красивой воспитанной девушкой, которая многое умела по хозяйству.
Также в сказке упоминалось о том, что не стоит торопить события. Царевич совершил ошибку, так как поспешил и сжег лягушачью шкуру. Все должно идти и развиваться постепенно, а иначе обернется не лучшим образом.
В произведении царевич показал мужественный поступок. У него же нужно поучиться всем мужчинам и взять его в пример. Герой сразу же бросился на спасение своей любимой женщины.
Также хорошо себя показала и героиня произведения – царевна-лягушка, она хорошая жена, а также хозяйка. Она является гордостью для своего супруга, а также очень воспитанная и ведет себя так, как должна себя вести настоящая леди.
Ведь в жизни бывает такое, что обретешь счастье там, где и вовсе не ожидал или с тем, с кем и не думал. Герой произведения нашел свое счастье в обычном грязном болоте с лягушкой в лице прекрасной царицы.
Сказка очень поучительная, она учит любви и состраданию, а также смелости. Ведь царевич был именно смелым, так как не отчаялся и его не напугали трудности. Поэтому его судьба решила так вознаградить, за его смелость, доброту, а также целеустремленность.
Нравственные смыслы в сказке «Царевна-лягушка»
Народная сказка
Хорошо зная сюжет сказки «Царевна-лягушка», тем не менее всегда с радостью возвращаешься к ней вновь.
Сказка широко распространилась по Руси, как правило, передаваясь устно. Местные пересказчики разнообразили полотно сказки своеобразными деталями и художественными ответвлениями, что предавало фиксации какие-то миросозерцательные представления народа.
Записана сказка довольно давно – в XVIII в. (П. Тимофеев «Сказки русские» 1787), а в знаменитом сборнике А. Афанасьева («Народные русские сказки» 1855 –1863 гг.) имеет целых три интерпретации (записаны в разных губерниях).
Аналогии
По сюжету сказки младшему сыну-царевичу встречается лягушка, которая оказывается заколдованной красавицей девицей Василисой Премудрой. Не сумев преодолеть себя, Иван натворил беду, спалив шкуру. После этого ему выпадают тяжкие испытания через которые он исправляется и в итоге женится на Василисе.
Чем-то этот сюжет напоминает «Сказание о Петре и Февронии»,в котором мудрая Феврония тоже испытывает Петра, тем самым делая его умнее и сильнее.
Иван-царевич
Как часто бывает в русских сказках, главный герой – это младший сын в семье (как правило третий). К слову сказать, Емеля-дурачок из сказки «По щучьему велению» тоже был младшим (читайте подробнее статью: Почему Емеля не дурак). А как известно, царство завещается старшим сыном. Таким образом, несмотря на то, что Иван – царский сын, претендовать на царство он не может, что предрекает его на участь поиска возможностей и случая. И такой случай ему предоставился.
Интересно, что в интерпретации сказки П. Тимофеева, все три сына равны, так как родились от разных матерей, при этом царь сам решает кому из них завещать царство.
Если посмотреть более глубоко на образ Ивана, то, можно сказать, что не обладая опытом или личными качествами (в сказке об этом не упоминается), он открыт для постижения мира. Его поиск, сначала стрелы (по одному из вариантов, он искал ее три дня), а потом Василисы очень символичен. Аллегорически, можно сказать, что Иван-царевич – это образ человека, ищущего истину или мудрость, которая воплощена в сказке героиней Василисой Премудрой.
Иван-царевич – неудачливый в миру человек: он царевич, но младший, он пустил стрелу, а та упала в болото. Это внешняя сторона образа Ивана-царевича, которую видят все окружающие, но это не главное.
После того как его настигает очередная беда и он приносит домой лягушку вместо невесты, оказывается, что та самая лягушка лишь днем лягушка, а вечером превращается в красавицу девицу, но эту тайну никто до поры до времени не знает. Заметьте, что во многих вариантах сказки имя девицы не раскрывается сразу, т. е. тайна сохраняется до момента исполнения Иваном предназначенных ему испытаний, пройдя которые он узнает, что девицу зовут Василисой Премудрой.
Таким образом, в сказке идет противопоставление внешней, видимой жизни и внутренней, скрытой, которой должен отдаваться приоритет.
Почему Премудрая
Образ Василисы Премудрой по-разному раскрывается в многочисленных версиях сказки: в некоторых, Василиса выполняет сложные задания Царя либо с помощью внешних сказочных сил, либо, как вариант, сама (ткет рубашку или ковер, печет хлеб и т.п). Здесь дается понимание того, что героиня обладает знаниями или умениями, которые помогают ей выполнить все с достоинством.
В Толковом словаре русского языка В. И. Даля мудрый означает основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая, т. е. мудрая в превосходительной степени. Безусловно, так могли наречь только праведного человека. Но какой смысл образа премудрой девицы в сказке? Мудрый человек – это светильник, который показывает дорогу идущему, от этого света должен возгореться и сам идущий. В нашем случае, под идущим, подразумевается конечно же Иван-царевич.
Но Иван-царевич словно не замечает мудрости Василисы. Можно сказать, что ум Ивана-царевича еще не проснулся, что подтверждается тем, что он сжег шкуру лягушки не думая и не понимая последствий: гордыня заслепила ему глаза, после удачного появления царевны-лягушки во дворце. Желание внешнего успеха возобладало на внутренней стороной жизни, что привело к горю. Вот такой печальный урок можно извлечь из сказки: не стремится делать все напоказ, а прежде всего внимать себе.
Скорее в назидание, а не исполняя волшебную волю, Лягушка-царевна улетает за тридевять земель в тридесятое царство (т. е. очень далеко и неизвестно куда) для того чтобы испытать царевича, т. к. ему предстоит нелегкая дорога, которая научит его уму-разуму.
Ивану-царевичу не остается ничего другого как идти искать царевну: «сколько волею, а вдвое того неволею». В одной версии сказки, он искал лягушку пока не «износил железные сапоги и не сглодал три просвиры железных». Здесь слово «железный» скорее употреблено чтобы подчеркнуть суровость и трудность выпавших испытаний. Оказалось, что Иван-царевич обладает морально-волевыми качествами, о которых, может быть, он и не знал. После такого изнурительного подвига, его сердце оказалось готовым к милосердию, ведь не случайно он отпустил всех встретившихся животных, которых он хотел употребить в пищу. Этот путь Ивана-царевича показывает его созревание как человека, ведь по-настоящему человеком можно стать только преодолев себя.
Другим немаловажным смыслом является то, что добро может быть безвозмездным, и, как правило, имеет качество возвращаться. Вспомните, все животные которых Иван-царевич отпустил, помогают тому достать яйцо (со смертью кощеевой), а баба-яга и её сестры (сёстры присутствуют не во всех вариантах сказки) помогают и того больше – без корысти.
В заключение
Пройдя все пути и испытания, Иван-царевич добивается Василисы Премудрой, т. е. стал ее достоин, вырос духом и сердцем. А та, несмотря на то, что обладала мудростью, проявила смирение и покорилась своему избранному. Вот как заканчивается один из вариантов сказки:
Иван-богатырь стал просить Василису Премудрую в свое государство, но она говорила: «Любезный Иван-богатырь, когда я сказала, что отдаюсь в твою волю, то я готова всюду ехать, куда ты желаешь».
Вот после этой фразы становится понятно почему Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая!
Советские интерпретации
В Советский период было снято несколько мультфильмов и даже фильм-сказка на тему сказки «Царевна-лягушка». Конечно, лучшим знакомством со сказкой будет ее прочтение. Мультфильмы и фильм несколько редуцируют нравственные смыслы сказки, и даже более: создают новую, упрощенную подоплеку, которая выражается в облегченных нравственных категориях.