царское село какой город

Содержание
  1. 15 фактов о Царском Селе, которые не оставят вас равнодушными
  2. 1
  3. Царское Село неоднократно переименовывалось
  4. 2
  5. Российские государи ценили Царское Село за здоровый климат
  6. 3
  7. Детали Янтарной комнаты несли из Петербурга в Царское Село на руках
  8. 4
  9. Икона Богородицы Знамение Царскосельская спасла Царское Село от пожара и холеры
  10. 5
  11. В царскосельских парках находится больше ста архитектурных сооружений в стилях разных эпох и народов
  12. 6
  13. Александр Пушкин был неуспевающим учеником Царскосельского лицея
  14. 7
  15. Лицеисты сохраняли кольца, отлитые из осколков колокола, в память об альма-матер
  16. 8
  17. В Царском Селе творили Карамзин, Гоголь, Ахматова, Репин.
  18. 9
  19. Первая пассажирская железная дорога в России шла из Санкт-Петербурга в Царское Село
  20. 10
  21. Царское Село стал первым европейским городом, где все улицы освещались электричеством
  22. 11
  23. Первый в России автопробег состоялся в Царском Селе
  24. 12
  25. За организацию крестного хода вокруг Екатерининского собора во время артобстрела Царского Села большевики расстреляли протоиерея Иоанна Кочурова
  26. 13
  27. На месте взорванного Екатерининского собора хотели поставить памятник Пушкину, а поставили памятник Ленину
  28. 14
  29. Царское Село является одной из карнавальных столиц мира
  30. 15
  31. Царское Село — это часть Санкт-Петербурга
  32. Достопримечательности Царского Села — ТОП-10 главных мест Пушкина
  33. Царское Село: исторические и интересные факты
  34. 1. Большой Екатерининский дворец
  35. 2. Екатерининский парк в Царском Селе
  36. 3. Павильон «Эрмитаж»
  37. 4. Павильон «Грот»
  38. 5. Адмиралтейство в Царском Селе
  39. 6. Камеронова галерея

15 фактов о Царском Селе, которые не оставят вас равнодушными

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Как называлось Царское Село раньше, чем запомнился Царскому Селу Пушкин и почему до революции его можно было считать передовым европейским городом? Об этом и многом другом в нашей подборке фактов.

1

Царское Село неоднократно переименовывалось

9680R Detskoe selo. Sanatorii dlya detei.

Высокое место к югу от Санкт-Петербурга, исконно — ижорскую землю Великого Новгорода финны назвали Саари Мойс (Saaris moisio), в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте». Шведы, окупировавшие эти земли в 1609 году и устроившие на них феодальную усадьбу, переименовали финское селение на свой лад — Сарис Гоф (Saris hoff). Дальше случилась Северная война, селение отошло к русским, получив новое имя — Саарская мыза. Потом странное слово «мыза» заменилось знакомым русским «село». В 1710 году царь Пётр Алексеевич подарил возвышенность вместе с сорока тремя приписанными к ней деревнями Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, и включил ее в разряд дворцовых земель. Удачным образом, по созвучию и по смыслу, Сарское Село стало Селом Царским. После революции его переименовали в Детское (в помещениях на территории села были детские учреждения), а в 1937 году, в год столетия гибели Александра Сергеевича — в город Пушкин. Сегодня Царское Село — название известного всему миру музея-заповедника в составе города Пушкина.

2

Российские государи ценили Царское Село за здоровый климат

DSC05313

Фото Алексея Олдина

Больше двух веков Царское Село было резиденцией императорской семьи. Почему именно это место выбирали для летнего отдыха почти все российские монархи со времен Елизаветы? Тому было несколько резонов:

— близость к столице (25 км от центра Санкт-Петербурга);

— высоко и сухо (120 м над уровнем моря);

— свежий воздух: циклоны Атлантики от Финского залива сюда не достают;

— удачная роза ветров;

— чистые источники воды;

— здоровый климат (здесь никогда не случалось эпидемий).

В северной столице говорят: «Если в Питере дождь, езжайте гулять в Царское Село!»

3

Детали Янтарной комнаты несли из Петербурга в Царское Село на руках

Catherine Palace interior Amber Room 1 e1528460150166

Подлинная Янтарная комната на фотографии 1931 года

Фридрих Вильгельм, император прусский, желая закрепить союз с Петром I, подарил ему сокровище, произведение искусства — кабинет из балтийского янтаря. Янтарные панели, детали кабинета были настолько хрупкими, что ящики пришлось нести на руках из Петербурга до самого Царского Села. Во время Второй Мировой фашисты вывезли сокровище в Кёнигсберг, и там оно бесследно пропало. Сегодня туристы могут любоваться в Екатерининском дворце частично воссозданными к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга интерьерами новой Янтарной комнаты.

4

Икона Богородицы Знамение Царскосельская спасла Царское Село от пожара и холеры

p188ii95itoe3j07gdhgc1v8c3

Накануне восшествия на престол Елизавета молилась ночью перед иконой Богоматери «Знамение». Императрица очень почитала этот образ и поместила его в Царском Селе, в маленькой придворной Знаменской церкви, которую только что построили возле Екатерининского дворца. Когда икону переносили из столицы в царскосельский храм, Елизавета шла рядом и помогала её нести.

В 1812 году Знаменский дворец загорелся. Ветер раздувал пламя, близстоящие здания, и храм могли вспыхнуть в любой момент. Чудотворную икону вынесли из церкви и обратили ликом Божией Матери к огню. Сам Александр I взмолился: «Матерь Божия, спаси мой дом!» В то же мгновение ветер изменил направление. Пламя скоро погасло.

В 1831 году во время страшной эпидемии холеры икона «Знамение» защитила город: перед образом отслужили молебен, замкнули символическое «защитное кольцо», обойдя с ним вокруг Царского Села. За этот «круг» холера не прошла — в городе болезни не было.

До сих пор каждый год 5 июля у царскосельского дворца перед чудотворным образом «Знамение» совершается коленопреклоненный молебен. Затем святыню с молитвами обносят вокруг всего города.

5

В царскосельских парках находится больше ста архитектурных сооружений
в стилях разных эпох и народов

Kameronova galereya v Ekaterininskom parke TSarskogo sela Florstein viki

Камеронова галерея в Екатерининском парке Царского села. Фото Florstein. wikipedia.org

6

Александр Пушкин был неуспевающим учеником Царскосельского лицея

I. E. Repin. Litsei skii e%60kzamen . 1911

И. Е. Репин. «Лицейский экзамен». 1911

Пушкин мог бы и не стать лицеистом. Набор в Царскосельский лицей был лимитированным — не более тридцати человек. Но у юного Александра оказался «блат»: дядя будущего поэта Василий Львович водил знакомство с основателем лицея, графом и министром Михаилом Сперанским. Сам талантливый поэт, Василий Пушкин похлопотал за племянника и «арабчика» Сашу взяли в ученики.

120 стихотворений написал юный Александр Пушкин во времена учебы в Царскосельском лицее. Друзья и однокашники Пушкина — Дельвиг, Горчаков, Вольховский, Пущин, Кюхельбекер, — каждый на своем поприще проявили себя ярко и незаурядно.

Пятнадцать экзаменов должны были сдать первые выпускники лицея в 1817 году. Экзаменующихся было 29 человек. Кто лучше, кто хуже, лицеисты справились с физикой и латынью, всеобщей историей и математикой, географией и правом. А что же самый известный ученик, который прославит своё учебное заведение в веках? Он оказался в числе неуспевающих: 26-е место в общем табеле. «Превосходные» успехи Александр Сергеевич показал лишь в фехтовании, и, конечно, в российской и французской словесности.

7

Лицеисты сохраняли кольца, отлитые из осколков колокола, в память об альма-матер

Engelgart E A

Портрет директора лицея Е. А. Энгельгардта, написанный лицейским преподавателем рисования П. И. Пороховниковым (1877)

8

В Царском Селе творили Карамзин, Гоголь, Ахматова, Репин.


Отрывок из стихотворения «В Царском селе». Анна Ахматова. Читает автор

Услышав название Царское Село, мы сразу вспоминаем Пушкина. Между тем, если перечислить известных людей, которые жили и работали в этом удивительном месте, список получится внушительный: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Гумилев, А.А. Ахматова, И. Ф. Анненский, О. Э. Мандельштам, А. Н. Толстой, О. Д. Форш, А. Р. Беляев, П. П. Чистяков, И. Е. Репин, Н. К. Рерих, В. М. Васнецов.

А какие художники и зодчие творили в Царской резиденции! Среди них знаменитейшие имена: И. Браунштейн, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф. Растрелли, В. Неелов и сыновья, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, А. Менелас, И. Монигетти, Ф. Валериани.

Читайте также:  какая разница между глухарем и тетеревом

9

Первая пассажирская железная дорога в России шла из Санкт-Петербурга в Царское Село

aaf2dcff214115a06a9ec48bb7e17b41

Репродукция с сайта tsarselo.ru

В 1837 году первый машинист паровоза, железнодорожный строитель инженер Герстер, повёл первый поезд по первой построенной в Российской империи пассажирской железной дороге. Царскосельская дорога протянулась от столичного Витебского вокзала до Царского Села. Семья императора получила возможность удобно добираться до своей летней резиденции. Сам царь Николай I стал пассажиром легендарного поезда.

Через год железнодорожная ветка стала длиннее — в Павловске, где с 1856 года на протяжении десяти лет блистал великий Иоганн Штраус, открыли Музыкальный вокзал.

10

Царское Село стал первым европейским городом, где все улицы освещались электричеством

59a95b8aa40b0f0ba7a77aec4a6740a7

Царское Cело называют «колыбелью» транспортной и энергетической систем страны. До революции это был образцовый город. Научные и технические новинки, самые передовые технологии внедрялись здесь повсеместно. Электричество в Царском Селе появилось даже на десять лет раньше, чем в Санкт-Петербурге! Городская электростанция начала работать в городе в 1887 году. Ни в одном городе Европе на тот момент еще не было полного обеспечения улиц электрическим освещением. Царское Село стало первым. Сто двадцать электрических фонарей освещали городские улицы. У Екатерининского и Александровского дворцов также были установлены фонари. Экскурсионные группы до сих пор приводят на перекресток Малой и Церковной улиц к уникальному памятнику конца XIX века, творению архитектора Сильвио Данини — пятиярусному торшеру-канделябру с великолепными фонарями, имеющими по шесть граней.

11

Первый в России автопробег состоялся в Царском Селе

Bebe Pezho

Цесаревич Алексей за рулём автомобиля «Бебе-Пежо».

Осенью 1898 года участок Волхонского шоссе от станции Александровская до станции Стрельна стал площадкой и маршрутом для первого в Российской империи автопробега. Водители получили возможность обучаться в Императорской школе шоферов, открытой при Императорском гараже. Самым юным автолюбителем в России стал десятилетний наследник Алексей Николаевич, которому подарили небольшой автомобиль «пежо». Машинка была на ходу и юный водитель с удовольствием катался на ней по коридорам Александровского дворца и аллеям парка.

12

За организацию крестного хода вокруг Екатерининского собора
во время артобстрела Царского Села большевики расстреляли протоиерея Иоанна Кочурова

1200px Ioann Kochurov

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал протоирея отца Иоанна Кочурова в декабре 1994 года.

13

На месте взорванного Екатерининского собора
хотели поставить памятник Пушкину, а поставили памятник Ленину

335. Pushkin. Ekaterininskii sobor. 1835 1840

Воссозданный Екатерининский собор. Фото: Александров, wikipedia.org

Екатерининский собор взорвали в июне 1939-го. К моменту взрыва собор уже стоял разграбленный, без крыши, без мебели, с вывезенным иконостасом. Порубленные топорами образа были свалены в кучи, а потом сожжены в подвале храма, в печах.

Освободившееся место сначала отвели под памятник А.С. Пушкину. Хотели разместить рядом с памятником игровые площадки для детей, фонтаны, бассейн, разбить сквер или пушкинский парк. Были даже планы сделать из площади пантеон, посвященный великим людям дореволюционной эпохи.

В итоге там, где прежде стоял собор, появился памятник Ленину, который позже сбросили с пьедестала и разбили. А собор восстановили. Патриарх Кирилл освятил воссозданный храм в 2010 году, в дни празднования трехсотлетия Царского Села. В январе 2014 года было завершено золочение куполов нового собора.

14

Царское Село является одной из карнавальных столиц мира

Mascarade parisienne

Парижский маскарад. Рисунок 1848 года

В июне 1996 года Царское Село впервые встречало участников красивейшего праздника, самого масштабного карнавала в нашей стране. В 2000 году уже широко известный в мире Царскосельский карнавал приняли в FECC — Ассоциацию европейских карнавальных городов. Представители делегации Санкт-Петербург — Пушкин стали обладателями флага карнавального движения.

С 2000 же года в Царском Селе, в Буферном парке, созданном в 80-90-е годы прошлого века, проходит исторический карнавал «Город муз». В нём участвуют гости со всего мира. В программе праздника — автопробег, шествия, концерты, конкурсы.

В рамках ещё одного масштабного мероприятия — Международного фестиваля «Царскосельская осень» — проводится не менее значимый Международный фестиваль детского хорового искусства.

15

Царское Село — это часть Санкт-Петербурга

Немногие знают, что Царское Село — фактически часть Санкт-Петербурга. Если совсем подробно, то: Царское село является частью города Пушкин, который в свою очередь является внутригородским муниципальным образованием в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Источник

Достопримечательности Царского Села — ТОП-10 главных мест Пушкина

Царским Селом раньше назывался город, сейчас это Пушкин, в котором расположен музей-заповедник с дворцово-парковым ансамблем. «Царское село» — величайший памятник истории, архитектуры и культуры XVIII и XIX веков, охраняемый Россией, а в составе «Исторического центра Санкт-Петербурга» включён Юнеско в перечень объектов культурного наследия мира.

В «Царское Село» входит дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, состоящий из Екатерининского парка с дворцом и павильонами, Александровского парка с дворцом и павильонами, а также Баболовского парка с дворцом. Все 3 прекрасных парка, роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, — наполнены невероятным шармом и изыском. И если вы ещё не посетили «Царское село» — немедленно отправляйтесь в город Пушкин, как добраться подскажем.

Нельзя понять всё величие и очарование Санкт-Петербурга без «Царского Села». Вообще, Северную столицу узнать без пригородов невозможно. «Петербург.Центр» подготовил для вас подборку из 10 лучших мест, которые реально «must see», ведь таких прелестей вы нигде больше в мире не увидите.

Царское Село: исторические и интересные факты

Территория, на которой сейчас находится город Пушкин с музеем-заповедником, издавна входила в состав древнерусских земель. Зарождение, становление и развитие дворцово-паркового ансамбля «Царское село» связаны с освобождением Петром Великим старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нём столицы Российского государства.

0 grot 0

1. Большой Екатерининский дворец

Центральным элементом дворцово-паркового ансамбля «Царское село», буквально его визитной карточкой, открыточным образом и главным символом, узнаваемым во всём мире, является Большой Екатерининский дворец. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца.

Когда на берегах Невы уже стоял и развивался Санкт-Петербург, в 1717 году в Царском Селе по проекту архитектора Иоганна Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома. Получился небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. Он вошёл в историю под названием «Каменные палат» Екатерины I.

Когда был возведён дворец, в августе 1724 года здесь устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века строение.

В дальнейшем его неоднократно перестраивали. Царское село стало императорской резиденцией во времена царствования Елизаветы Петровны. Вокруг дворца формировалось поселение. После основательной перестройки дворца в 1740—1750-х годах, из скромного он превратился в роскошную летнюю резиденцию. Позже дворец перестраивался 1751-1756 годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. В целом, Екатерининский дворец сохранил облик, который ему создал Растрелли.

В 1755 году из третьего Зимнего дворца во дворец перенесли Янтарный кабинет, история с его исчезновением, а также его воссозданное великолепие и величие, привлекают сюда многих туристов. Дальше расширялся сад, в нём появились скульптуры и парковые павильоны. Весьма роскошно Растрелли украсил апартаменты дворца.

Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладность была не известна в России, но известна в других европейских дворцах, в которых это расположение устраивал мастер. Но только в Царском Селе, что было уникальным явлением в мире, протяжённость парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Читайте также:  каким документом является технологический регламент

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам, когда императрица Екатерина II, увлечённая античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, оформленные Камероном в эти же годы, ныне воссозданы, такие как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина Великая.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года. Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».

В годы Великой Отечественной войны фашистами были уничтожены множественные интерьеры дворца, восстановление которых не закончено до сих пор. Этим кропотливым делом занимаются члены Ленинградской школы реставраторов. На сегодняшний день удалось восстановить несколько залов, о который мы уже говорили выше, и Янтарную комнату.

1. catherine palace in tsarskoe selo

2. Екатерининский парк в Царском Селе

Невозможно посетить Екатерининский дворец, не прогулявшись по окружаемому его живописному и знаменитому одноимённому парку, который был назван в честь императрицы Екатерины I. Он занимает площадь 107 га.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада, который создавался в 1717—1720 годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом; и пейзажного Английского парка, обустроенного в 1760—1796-е годы садовыми мастерами Дж. Бушем и Т. Ильиным, а также архитекторами отцом и сыном Нееловыми.

Их разделяет Большой пруд. Как гласит легенда, Старый, или Голландский, сад основал сам Петр I. Об этом в 1817 году написал в своём сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин:

Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим… и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.

Как бы там ни было, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3-х уступах перед дворцом. В это же время на 3-м уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.

В середине XVIII века Голландский сад расширили, перепланировали и украсили скульптурой. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном приобрёл форму шестиугольника и был обведен аллеями.

В 1770-х годах архитекторы Василий Иванович и Илья Васильевич Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем.

Императрица Екатерина II спешила явить просвещённой Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие России. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

О чуткости императрицы, просветительницы и законодательницы, к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки.

Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвящённые победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.

2. catherine park in tsarskoe selo 02

3. Павильон «Эрмитаж»

В Екатерининском регулярном парке расположен — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями, который своей красотой завораживает взгляд и поражает всякое воображение, пройти мимо так просто невозможно.

В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, безусловно, каждый турист, гость Северной столицы, видел знаменитый музей Эрмитаж и знает, что его название переводится с французского языка как «место уединения» или «хижина отшельника», в целом можно продолжить «тихое и прекрасное пространство».

Подобные сооружения получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века и помещались в дикой части парка. Они предназначались для отдыха и обедов владельцев усадеб среди избранных. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъёмные столы.

В «Эрмитаже» Царского Села, который использовался для летних приёмов царских гостей, было такое чудо инженерной мысли. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов.

Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли.

Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передаёт исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстаёт при ближайшем рассмотрении. Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах.

Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины».

Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, применённые в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн.

Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

Интересные факты: павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов был восстановлен исторический канал вокруг «Эрмитажа».

Читайте также:  детское кресло какой возраст

Его воссоздавали на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

3. ermitazh

4. Павильон «Грот»

«Грот» в регулярном парке — это павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике. В XVIII веке гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, были практически обязательным элементом ансамблей больших регулярных садов.

Проект возведения Грота на берегу Царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф. Растрелли. Он возводился в 1755–1756 годах при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.

Скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, все элементы здания характерны для архитектуры барокко. Павильон увенчивал пирамидальный фонтан со «стекающими» по граням купола струями; круглые окна обрамляли пышные композиции, состоявшие из фигур путти, дельфинов, морских растений и раковин.

Все эти украшения, исполненные в середине XVIII века из дерева охтинскими резчиками, сохранились и находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село». Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Задуманная Растрелли отделка интерьеров Грота морскими раковинами и пористым туфом если и была исполнена, то просуществовала недолго. В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди. Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней.

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди. После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом.

Тогда в нём разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа, куда попала и находившаяся здесь же статуя «Вольтера в креслах» работы Ж.-А. Гудона.

Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.

4 grot

5. Адмиралтейство в Царском Селе

Адмиралтейство представляет собой группу зданий, выполненных из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами. Ансамбль расположен в пейзажном парке.

Комплекс состоит из 3-х павильонов, издавна называемым Адмиралтейством. Он был возведён на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая, по проекту архитектора В. И. Неелова. Здания строились летом 1773 года, внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах.

В центральном корпусе, в нижнем этаже, хранили лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. Отсюда и пошло название комплекса — Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий каик Николая I, подарок султана.

Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота. Скользить по глади воды на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. К сожалению, эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, уничтожили фашисты во время Великой Отечественной войны.

В башнях центрального корпуса лестницы ведут в большой светлый зал на втором этаже; во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. На стенах зала размещались английские гравюры с видами пейзажных парков, приобретенные в Англии в 1770-х годах.

В 1901 году в зале был установлен знаменитый Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет начиная с 1654 года, а в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Вывезенный фашистами в Германию, Готторпский глобус был возвращен и сейчас находится в собрании Кунсткамеры.

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы, такие как утки и лебеди, а также фазаны и павлины. Между главным зданием и корпусами, соединёнными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда. Сегодня центральный корпус комплекса используется для размещения временных выставок, а в одном из Птичников работает ресторан «Адмиралтейство».

5. admiralteystvo

6. Камеронова галерея

В Царском Селе, на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка стоит удивительное здание — Камеронова галерея. Она уникальна, в первую очередь, своим архитектурным визуальным эффектом.

По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что первая стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счёт постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Так, высота камеронового творения не уступала самому дворцу, а сама галерея поражала изящностью и великолепием.

Создавалась галерея для удовлетворения душевных запросов и потребностей, прогулок и бесед императрицы Екатерина II, которая задумала соорудить её, а замысел государыни претворял в жизнь Чарльз Камерон. Именно этот зодчий расположил галерею в пейзажной части Екатерининского парка, на склоне холма.

Строительство галереи было начато в 1784 году, а спустя всего лишь три года было завершено. Галерея очень выручала хозяйку в плохую погоду, она служила удобным местом для прогулок. В галерее также проходили и парадные обеды.

Сорок восемь колон галереи возносились над мощным цоколем к небу. При постройке здания архитектор учёл выигрышный наклон участка. С высокой стороны галереи красовалась парадная лестница, на уступах которой были расположены скульптуры Флоры и Геркулеса. Второй этаж украшали бюсты поэтов, философов и полководцев.

В центральной части второго этажа зодчий нарочно увеличил оконные проемы, что придало всему зданию необыкновенную прозрачность. Для отделки первого этажа Чарльз Камерон использовал необычный пудостский камень, добываемый в окрестностях Петербурга. Цветом и фактурой этот камень напоминал времена античности.

Фрейлинский садик у галереи получил свое название в связи с размещением придворных дам на первом этаже помещения. Прекрасным дополнением ко всему ансамблю служил Пандус — пологий спуск со стороны Висячего сада.

Связывая дворец с парком, Пандус служил главным звеном в архитектурной композиции. На 7 его арках были изображены мифологические герои, среди них — Нептун, Диана и Аполлон. Вся колоннада словно создавалась для созерцания с неё живописного вида Большого пруда и парка.

Царица Екатерина Великая любила прогуливаться по галерее, восхищаясь открывающимися красотами. Такое загадочное императорское затворничество располагало к размышлениям.

Камеронова галерея, претерпев некие общие изменения, всё же сохранила для нас раритет. Так, верхний ярус галереи и сегодня остаётся таким же, как и два века тому назад. В нижних, фрейлинских, жилых комнатах сейчас проводятся временные выставки.

Уникальнейшая коллекция бронзовых бюстов, расположенных на втором этаже галереи, сохранились на своем историческом месте до наших дней и радуют гостей города Пушкина и Петербурга.

Источник

Информационный портал ответов на вопрос "Какой"
Adblock
detector