- Заказать молебен
- Треба
- Что такое треба?
- Где и как заказать требы?
- Требы в монастырях
- Требы онлайн
- Стоимость треб
- Требы бесплатно
- Какие требы заказывают у нас на сайте?
- Требы
- Сорокоуст о здравии
- Что такое сорокоуст?
- Как правильно заказать сорокоуст о здравии
- О ком можно подавать требы
- Заблуждения и мифы о сорокоусте
- Краткие сведения о церковных требах
- § 57. Понятие о церковных требах и требнике
Заказать молебен
Треба
Нет числа тем жизненным ситуациям, в которых нам не обойтись без Божией помощи. Каждый день по нашей просьбе Церковь поминает нас и наших близких, молится за нас, мирян, вознося молитвы к престолу Божиему. Но, в силу разных обстоятельств, не все и не всегда имеют возможность лично посетить храм, поставить и возжечь свечу, преклонить колени перед светлым ликом Господа на образах или заказать требы.
Что такое треба?
Треба – это священный обряд, совершаемый священнослужителем по просьбе (по требованию) верующего, за него самого или близких и родных ему людей. Это ваша просьба к Господу, с которой вместе с вами обращаются к нему священнослужители.
В своем искреннем желании вам помочь мы чрезвычайно рады предложить вам воспользоваться возможностями коммуникационного стенда нашего ресурса «Заказать требы». Из дома в наиболее комфортном режиме вы можете заказать службы в церкви, требы или поминовение на Божественной Литургии в течение сорока дней – Сорокоуст.
Где и как заказать требы?
Как разместить заказ требы через интернет? В меню «Город» найдите в предложенном списке свой или желаемый населенный пункт и выберите интересующий вас храм для священнодействия, а так же требу, которую хотите в нем организовать.
Для обращения к вам и обратной связи укажите свое имя и адрес электронной почты. Мы обязательно направим подтверждение о принятии вашего заказа.
Требы в монастырях
На нашем сайте можно заказывать требы не только в храмах, но и в монастярях. Если вы хотите заказать требу в монастыре онлайн, выберите в рубрикаторе желаемую услугу и уточните свою просьбу – «О здравии», «О упокоении» или иное с указанием имени в родительном падеже того, за кого будут молиться.
Молитвы в старинных монастырях, где намолено целыми поколениями монахов, обладают особой силой.
Требы онлайн
Закажите через интернет чтение Молебна, Сорокоуста, Неусыпаемой Псалтыри или любую другую службу, и вы ощутите великую силу молитвенного слова. Денно и нощно без перерыва в любом из выбранных храмов или монастырей вознесут поминовение за вас, о здравии близких вашему сердцу людей или о упокоении усопшего.
Итак, все, что вам нужно – выбрать и оформить заказ Требы онлайн, внести пожертвование через одну из предложенных на сайте систем обработки электронных платежей.
Стоимость треб
Стоимость проведения треб (служб) в каждом храме устанавливается индивидуально. По этой причине вам необходимо подобрать для себя оптимальный храм или монастырь, который подойдет для вас по цене. В большинстве храмов и монастырей стоимость проведения треб доступна практически для любого человека, поэтому выбор храма для проведения службы в первую очередь должен определяться тем, куда просится ваша душа.
Важно понимать, что у храмов нет такого понятия, как «стоимость требы» или «прайс на проведение службы». Деньги, которые принимает храм, должны восприниматься прихожанами исключительно как добровольное пожертвование. Храм же лишь ориентирует прихожан, сообщая минимальный размер пожертвования. Фактический объем пожертвования за проведение службы определяет сам прихожанин на свое усмотрение.
Требы бесплатно
В особых случаях, которые рассматриваются индивидуально, храм может провести службу бесплатно, но это в самом деле исключительные случаи, которыми лучше не злоупотреблять.
Важно помнить! В молитвах о здравии и о упокоении – поминают только крещенных в Православной Церкви
Просите Господа о помощи в ваших делах и начинаниях. Воспользуйтесь услугой нашего сайта и закажите онлайн молебен в монастре в любых ваших нуждах. Вы будете услышаны. Храни Вас Бог!
Какие требы заказывают у нас на сайте?
Ситуаций, когда верующим нужна помощь Господа, великое множество. Хорошо осознавая, какие потребности возникают у прихожан, Церковь сотворила ряд церковных чинов, позволяющих обратиться с просьбой к Творцу через священнослужителей:
Мы поможем поставить свечу на главный алтарь или перед нужной иконой, а также позаботимся о том, чтобы ваша треба была исполнена, независимо от того, как далеко вы находитесь от выбранного храма.
Требы
Тре́бы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым – по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), – это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Сорокоуст о здравии
Что такое сорокоуст?
Сорокоуст — это молитвенное поминовение, которое совершается в Церкви сорок Божественных Литургий подряд. Еще в Писании сказано, что наш Господь — Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных и с просьбой о выздоровлении дорогих нам людей.
Сорокоуст о здравии состоит из бескровной жертвы. В этот момент священник, совершающий сорокоуст, принимает частичку из богослужебной просфоры, произнося имя болящего человека или покойного, если вы подаете сорокоуст об упокоении.
Молиться можно, как и о наших близких, которые ныне живут, но страдают от болезни, так и об упокоении тех, кто уже перешел в мир иной.
Как правильно заказать сорокоуст о здравии
Церковь не совершает Божественные Литургии ежедневно, для этого существуют определенные дни, поэтому в будни такое поминовение, как сорокоуст о здравии не совершается. Это надо учитывать, особенно, если сорокоуст о здравии подается в период Великого поста. В храме, где Божественная Литургия совершается по определенным дням, чтение сорокоуста о здравии может продлиться несколько месяцев.
Когда во время чтения сорокоуста о здравии читают имена людей, о которых молятся, многие, подавшие прошения прихожане, начинают волноваться — услышат ли имя своего близкого. Священники не советуют думать об этом во время молитвы, потому что так людям посылаются искушения «вдруг нас обошли вниманием». Бог знает имена тех, о кот просят во время сорокоуста о здравии и ничего не перепутает. Если вам показалось, что имя не перечислили, это не значит, что Господь не принял бескровной жертвы.
Кроме сорокоуста существует и другой вид поминовения болящих — Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь, в отличие от сорокоуста о здравии обычно читается в монастырях, где есть определенные условия для этой молитвы и необходимое количество монахов, ведь это прошение читается непрестанно. «Сильной» или «слабой» молитвы в данном случае быть не может. Силу молитве предает истинная и крепкая вера в исполнение нашей просьбы.
О ком можно подавать требы
Подавать требы можно только за крещеных православных людей. Такие строгие правила Церкви связаны с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к себе силой. Если человек сам не хотел стать членом Церкви, жить церковной жизнью, то, вероятнее всего, ему бы не понравилось, что за него молятся. Поэтому Церковь установила определенные правила, уважающие волю самого болящего и усопшего, выбравшего свой путь.
Если вы не уверены в вероисповедании человека, вы можете сами помолиться о нем, как в храме, так и келейно, но подавать сорокоуст за него нельзя.
О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).
Аминь.
Подавать сорокоуст о здравии можно за:
Болезнь — не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов.
Читайте также — Молитва Отче наш
Заблуждения и мифы о сорокоусте
Если вы заказали сорокоуст о здравии и больной пошел на поправку, не забудьте прочитать и благодарственную молитву Святого Иоанна Кронштадтского: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Краткие сведения о церковных требах
§ 57. Понятие о церковных требах и требнике
Церковными требами, называются те священнодействия и молитвословия, которые совершаются иереем по нуждам и расположению сердца или одного христианина, или целых семейств, или обществ христианских во время, определяемое обстоятельствами их жизни.
а) Молитва жене-родильнице. В ней священник молит Господа, чтобы Он сохранил душу и тело матери от изнеможения и от всякого зла и вреда, и сподобил новорожденного поклониться св. храму Господню.
б) Молитва при наречении имени новорожденному. В ней священник молит Господа, чтобы свет Лица Его отразился на младенце и крест Единородного Сына Божия напечатлелся в сердце и помышлениях его. Наречение имени младенцу кого-либо из святых есть знамение союза его с небесною церковью.
в) Последование крещения и миропомазания. Над готовящимся ко крещению священник сперва читает молитвы оглашения, в коих призывает страшное для демонов имя Господа Иисуса Христа; потом обращает его с восприемником лицом к западу (месту тьмы) и 3-жды вопрошает: «отрицавшилися сатаны (князя тьмы греховной) и всех дел его, и всех аггел его (служителей его), и всего служения его, и всея гордыни его?» Восприемник отвечает: «отрицаюся». Отрекся ли еси сатаны? Восприемник: «отрекохся», и потом, по слову священника: «дуни и плюни на него (т.-е. на сатану), дует и плюет, выражая тем полное презрение к сатане и решимость не иметь ничего с ним общаго. По отречении от диавола, восприемник с крещаемым поставляется лицом к востоку (откуда свет происходить) и спрашивается: «сочетаваешилися Христу? (т.-е. обещаешься ли быть в союзе с Христом?)» и отвечает: «сочетаваюся».– «Сочетался ли еси Христу?» – Сочетахся. «Веруеши ли Ему?» – Верую Ему, отвечает восприемник, яко Царю и Богу, и читает символ веры. Вопросы сии предлагаются 3-жды и 3-жды отвечают на них. После исповедывания веры крещаемым или восприемником его, священник говорит ему: «и поклонися Ему», восприемник с крещаемым, воздавая поклонение Святой Троице, произносить: спокланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».
После сего освящается вода и елей. Вода и крещаемый помазуются елеем. Помазуется елеем вода в знамение того, что вода с елеем в крещении служить явлением милости Божией к крещаемому, подобно тому как голубица, посланная Богом с масличного ветвью во время потопа, возвестила окончание потопа и явление милости Божией к человеку вместо гнева Божия. Помазуется елеем сам крещаемый в означение также милости к нему Божией и во свидетельство того, что он не крещенный, как дикая и бесплодная маслина, прививается к доброй маслине – Иисусу Христу. После помазания елеем крещаемый 3-жды погружается в воду, с произнесением слов: и крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Погружение крещаемого в воду знаменует умирание его для жизни греховной и погребение со Христом, а выхождение его из воды есть возрожденье в жизнь духовную, святую, и восстание во Христе, и со Христом.
По выходе крещенного из купели, надевается на него белая одежда в знак чистоты и непорочности души его, возлагается крест для всегдашнего напоминания слов Господа: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Матф. 16, 23 ). После сего совершается таинство миропомазания. Священник помазует чрез начертание знака креста св. миром крещенному чело, очи, уши, ноздри, уста, грудь (перси), руки и ноги. При каждом помазании говорит: «печать дара Духа Святого». Чрез помазанье св. миром сообщаются крещенному дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие его в духовной жизни, именно: чрез и помазание чела подается освящение ума или мыслей, чрез помазанье персей – освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст – освящение чувств, чрез помазанье рук и ног – освящение дел и всего поведения христианского.
При совершении миропомазания восприемник и новокрещенный в предшествии священника обходят с возженными свечами 3-жды вокруг купели с песнью: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (т.-е. вы, которые крестились во Христа, облеклись во Христа, или, что то же, обязались жить по закону Христову)». Это обхождение знаменует радость о духовном просвещении крещенного и непрерывный (как круг) в жизни его союз с Христом и церковью. Потом, после чтения Апостола и Евангелия и окропления и омовения водою частей тела, помазанных святым миром, совершается пострижение влас крещенного, в знак того, что он обязуется быть рабом Господа, в полном послушании воле Его. Наконец произносится ектенья «Помилуй нас, Боже»,в которой поминается имя восприемника и новокрещенного, – и бывает отпуст.
г) В молитве в 40-й день по рождении младенца священник молить Господа очистить мать его от всякого греха и всякой скверны, да неосужденно причастится она Св. Таин; а о младенце молится, чтобы Господь благословил его на всякое доброе дело, возрастил его, освятил, вразумил и сопричтил его к святому Своему стаду словесных овец. После сего совершается воцерковление младенца. Священник берет его на руки, творит им образ креста (со словами: воцерковляется раб Божий. ) входя в храм – пред вратами храма, среди храма, пред царскими дверями, и вносит его в алтарь к престолу Божию, и обносит вокруг престола (если младенец мужского пола, а если – женского, то до царских дверей), заключая обряд молитвою Симеона Богоприимца «ныне отпущаеши». Сим действием означается то, что отселе младенец становится особенным достоянием Божиим и делается участником таинств, священнодействий и всех церковных освящений.
д) Последование о исповедании. При совершении исповедания полагается на аналое св. крест и Евангелие, как знамение невидимого присутствия Господа, совершившего спасение людей крестною смертью и научившего их истинному пути ко спасению посредством евангельской проповеди. После так называемого начала, состоящего из молитвословий, возбуждающих в грешнике сокрушение о грехах и упование на милосердие Божие, совершается исповедание (сказывание) грешником грехов пред священником. После исповеди кающийся, ставши на колени, преклоняет свою, главу в знак виновности пред Богом, и полной преданности воле Его. Священник возлагает на главу его епитрахиль, в означение того, что он приемлется под благодатный покров церкви и присоединяется к обществу верных овец Христовых. При этом он читает молитву о разрешении грехов, в которой при последних словах: »прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», творит на главе покаявшегося рукою крест в означение того, что благодать Св. Духа, прощающая ему грехи, подается силою крестных заслуг Спасителя нашего.
ж) Напутствование больного. Под сим именем разумеется исповедь и причащение больного. Для сего священник берет часть от Св. Таин, хранящихся в дарохранительнице, в дароносицу, и приходит к больному. Здесь он читает три молитвы, в которых испрашивает больному прощения грехов, и молит Господа сподобить его принять святое причастие в очищение души и тела. После молитв больной исповедывается. По исповедании священник произносит молитву, в которой просить Господа принять исповедание покаявшегося, и потом причащает его. По причащении читается: Ныне отпущаеши, трисвятое, Отче наш, тропарь дня, Богородичен и бывает отпуста настоящего дня.
з) Последование елеосвящения, или соборование. Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что по древнему чину оно должно быть совершаемо собором пресвитеров в числе семи; впрочем, по нужде и один священник от лица собора пресвитеров законно совершает его. Для совершения ѳлеосвящения полагается на столе святой крест и Евангелие, блюдо с пшеницею; в блюдо ставится сосуд с елеем, смешанным с красным вином; около елея ставится семь палочек, обвитых хлопчатою бумагою, и семь свеч. Крест и Евангелие знаменуют невидимое присутствие Господа Иисуса Христа; зерна пшеницы служат изображением восстановления и укрепления сил больного и воскресения тела его по смерти, подобно тому, как из сухого зерна произрастают свежие растения. Елей с красным вином напоминает того благодетельного самарянина, который на раны человека, избитого разбойниками, возливал масло и вино. Семь палочек, обвитых ватою, нужны для помазания елеем, которое совершается семь раз; семь свеч знаменуют семь даров Св. Духа Утешителя. Чипопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: 1) из молебного пения (псалмов, молитв и канона) о исцелении больного от болезней, о даровании здравия ему и прощения грехов его; 2) из освящения елея, состоящего также из молитв и тропарей во славу Господа, Божией Матери и святых, и 3) из самого помазания больного елеем. Помазание елеем совершается семь раз, и каждый раз предваряется чтением Апостола и Евангелия, ектенью: Помилуй нас, Боже. и особою молитвою о даровании больному исцеления. Помазание тела совершается всегда при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». Больному помазуют чело, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. В конце совершения таинства священник, раскрыв св. Евангелие письменами вниз, возлагает его на главу больного и читает молитву о прощении грехов его, в означение того, что Сам Господь прикасается к нему и по Своему человеколюбию разрешает его от грехов. По окончании совершения таинства елеосвящения больной испрашивает у всех прощения в своих согрешениях.
и) Последование исходное, или отходная. Последование это состоит из молебного канона Божией Матери и молитвы на исход души. В каноне испрашивается у Божией Матери помощь умирающему и предстательство ее в страшный час смерти; а в молитве к Отцу Небесному испрашивается прощение грехов и разрешение от всякой клятвы, да прейдет душа его в вечный покой.
i) Последование мертвенное. Таких последований в требнике три: а) над скончавшимся священником; б) над умершими – мирскими людьми и в) чин погребения младенческого.
а) Последование мертвенное над скончавшимся священником совершается с особым торжеством. После 17-й кафизмы и тропарей непорочных с припевом: Благословен ecu Господи, полагается 5-ть чтений из апостола и Евангелия с ударами в колокол по числу прочтенных евангелий. Канон поется с ирмосами великой субботы: Волною морскою. После канона поются стихиры на хвалите, «Слава в вышних Богу», стихиры стиховны всех 8 гласов. Оканчивается отпевание обычными стихирами: Приидите, последнее целование. Зряще мя безгласна.
Во время шествия к могиле поются ирмосы: Помощник и покровитель, а не «Святый Боже« как при шествии с мирским умершим.
б) Отпевание и погребение мирян. Последование это состоит из пения псалмов, канона, чтения Апостола и Евангелия и других молитвословий. Псалмы поются: 9-й «Живый в помощи» и 118-й или 17-я кафизма: «Блажени непорочни», с разделением на 3 статьи: первая статья начинается: »Непорочни в путь» – аллилуйя. «Блажени непорочнии в путь», аллилуйя и пр. стихи псалма. Вторая статья начинается: «3аповеди твоя: помилуй раба твоею» – и проч. стихи с тем же припевом: «помилуй раба Твоего. После каждой статьи бывает ектенья за усопшего. Третья статья начинается: «имя Твое, аллилуйя», 121 и далее поются след. стихи с тем же припевом аллилуйя; затем поют погребальные тропари: «святых лик обреете», и канон. В каноне церковь молит Господа об оставлении умершему согрешений его и о вселении его в сладости райстей. К тропарям канона припевается: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В укрепление духа сетующих по умершем читается Апостол и Евангелие о блаженном воскресении верующих в Господа Иисуса Христа. Оканчивается отпевание пением стихир, во время которого бывает целование умершего, литиею и отпустом, с возглашением вечной памяти умершему.
Чин погребения младенцев короче чина погребения взрослых умерших. Псалма 118-го здесь не поют, а по благословении священником читается «Живый в помощи. и поется «аллилуйя на 8-й глас со стихами, потом: трисвятое и по «Отче наш» слава: Творца и Зиждителя. и ныне: Тебе и стену, и пристанище – псалом 50-й и канон; после канона и ектеньи поют: Святой Боже. прокимен. Апостол и Евангелие; далее – стихиры при последнем целовании, трисвятое. Со духи праведных. и отпуст с возглашением «вечная память».
Обряды бываемые при погребении умершего священника суть:
1) Умершего священника не обмывают водою, но отирают его чистым елеем – священники, потом облачают его во все священнические одежды, покрывают лицо его воздухом и полагают на перси его св. Евангелие.
2) Вместо псалтири над умершим священником читают Евангелие. При выносе из дома в церковь поют ирмосы великого канона: Помощник и покровитель; во время несения гроба несут впереди его хоругви, крест и Евангелие и производить звон.
Обряды, бываемые при погребении мирских людей, суть:
1) Тело умершего обмывают водою, и одевают в белую одежду, наз. саваном, или в одежду своего звания, и читается над ним псалтирь.
2) На чело умершего возлагается венчик с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и св. Предтечи Иоанна.
Венец есть знамение борьбы умершего с искушениями, одержанной по милосердно Господа и ходатайству Божией Матери и св. Предтечи, и есть символ венца правды, уготованного истинному христианину в вечной жизни.
4) Тело умершего вносится в храм с зажженными свечами и кадилом при пении Ангельской песни: «Святый Боже». Пение Ангельской песни «Святый Боже» напоминает о царстве светлых бесплотных духов, куда теперь переходит умерший.
6) В конце отпевания в руки умершего дается, разрешительная грамота, в знак того, что церковь отпускает умершего в вечную жизнь с миром, прощает его от всех прегрешений и разрешает от различных клятв и запрещений.
7) Целование, даваемое умершему, есть знамение нашего единения и любви к нему, не исчезающих и за гробом, после смерти его.
к) Поминовенье умерших.
Поминовенье умерших в православной церкви бывает: общее – поминовение всех умерших, и частное – поминовение одного умершего. Общее поминовение совершается преимущественно в субботние дни, так как суббота значит покой, и особенно в так называемый субботы родительские (от поминовения родителей), а именно: а) в субботу пред мясопустным воскресеньем (преимущественно для поминовения умерших напрасною, т.-е. внезапною смертью); в это воскресенье читается Евангелие о страшном суде; б) в три субботы Великого поста 2-й, 3-й и 4-й педели, так как в будничные дни поста не полагается поминовения умерших; в) в субботу пред Троицыным днем, – да и души умерших христиан благодатью Св. Духа очистятся и явятся достойными наследия царства небесного; г) в субботу пред 26-м октября, пред днем св. Димитрия Солунского, в память Вел. Князя Дмитрия Донского и воинов, убитых на Куликовом поле в войне с татарами. Сюда же можно присоединить день поминовения, бываемый 29-го августа, установленный в 1760 году при Екатерине II после войн с турками и поляками, в память православных воинов, за веру и отечество убиенных, – и понедельник или вторник на Фоминой неделе, так как в Страстную и Светлую седмицы поминовения не совершается.
Частное поминовение по одном умершем совершается в 3-й день, 9-й и 40-й по кончине его, и каждого дню в день кончины его. В 3-й день по кончине поминают умершего с тою мыслью, чтобы Господь, воскресший в 3-й день по смерти Своей, воскресил и новопреставленного для блаженной жизни. В 9-й день молим Господа, чтобы Он, по ходатайству и молитвам девяти чинов Ангельских, сопричислил душу умершего к лику святых. В 40-й день молимся об умершем, чтобы Господь, вознесшийся в 40-й день по воскресении Своем от земли на небо, вознес и душу умершего в небесные обители. А св. Макарий Александрийский, получивший откровение от Ангела, свидетельствует, что в 40-й день по смерти умершего Господь определяет душе его до всеобщего суда место, достойное по делам его. Каждого дню в день кончины умершего совершаем поминовение с тою мыслию и верою, что день кончины умершего не есть день уничтожения его, а день второго рождения его для новой вечной жизни.
Поминовение умершего состоит из заупокойной службы (как показано в субботнем Богослужении), из служения панихиды и литии 122 по умершем.
12. Панихидою (по переводу с греч. от πᾶς весь и νύξ ночь – всенощная) называется Богослужение, подобное по составу своему сокращенному всенощному бдению (начиная с шестопсалмия) с молитвословиями, направленными к молению об умершем. Порядок его следующий: По благословении священника и обычного начала чтец (вм. шестопсалмия на утрени) читает псалом: «Живый в помощи», в котором выражается мирная и безмятежная жизнь человека, живущего под кровом Всевышнего. После псалма иерей или диакон говорить великую ектенью: миром Господу помолимся, с приложением молений об умершем; потом – поется «аллилуйя» (как в пост на утрени в субботу 2-й недели) со стихами: «Блажени, яже избрал» и тропарь: «Глубиною мудрости», оканчиваемый обыкновенно вслух словами: «Творца и Зиждителя, и Бога нашего», и ныне – Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище». оканчиваемый словами «Богородице безневестная, верных спасение»; затем поются тропари заупокойные: «Святых лик обрете» (см. в конце часослова), с припевом. «Благословен ecu Господи». После тропарей малая ектенья заупокойная и тропарь: Покой спасе. оканчиваемый: »И вся, еже в ведении и не в ведении, Человеколюбче», и ныне – Богородичен: От Девы воссиявый, оканчиваемый словами: «сыны света Тою показавши, помилуй нас». Далее, поется канон об усопших – или 8-го гласа, положенный в конце псалтири: «Воду прошед». или положенный при погребении усопших 6-го гласа: «Яко по суху».. Канон читается, а лик к тропарям каждой песни припевает: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». После 3-й и 6-й песни ектения малая об усопшем, а по 6-й, кроме того, поется кондак: со святыми упокой. и икос: Сам един ecu, оканчиваемый словами: «.надгробное рыданиие творяще песнь», аллилуйя. На 8-й песни, вместо слава Отцу. возглашается: »Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа». На 9-й песни, после «и ныне», священник возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Лик «Дуси и души праведных восхвалять тя, Господи» – и поет ирмос 9-й песни. После канона – трисвятое Отче наш и тропари: «Со духи праведных скончавшихся». ектенья: «помилуй нас, Боже». иерей читает молитву: «Боже духов». и возглас: «яко Ты еси воскресение». Премудрость. «Честнейшую херувим». «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава и ныне» – Господи помилуй 3-жды, Благослови. Иерей отпуст: «Воскресни из мертвых». и возглашает: «Во блаженном успении». Лик: «Вечная Память».
Лития есть краткое моление об усопшем и состоит из конца панихиды, именно: по «Благословен Бог наш», читается трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, и тропари: «Со духи праведных». «В покоищи Твоем, Господи», и пр.; ектенья: «помилуй нас, Боже». и пр., как показано на конце панихиды.
При совершении панихиды или литии в память умершего ставится на особом столике кутья, или коливо, т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или рис с сахаром. Зерна служат символом воскресения умершего и жизни его за гробом, а мед или сахар – символ райских наслаждений.
Освящение воды совершается церковью для освящения, чрез окропление ею, нас самих, наших жилищ, кладезей, стад, полей, садов и других предметов. В освященной воде церковь указывает средство против различных зол и болезней, недугов душевных и телесных, и силу, отгоняющую силы вражия и освящающую все временные потребности.
Водоосвящение бывает великое и малое: великое совершается в навечерие праздника Богоявления и в самый праздник; малое 1-го августа, в праздник Преполовения, во дни храмовых праздников, и во всех частных случаях. Чин малого водоосвящения следующий: По «Благословен Бог наш» читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою. потом поются: «Бог, Господь» и тропари: к Богородице прилежно ныть притецем. Не умолчим никогда, Богородице. За ними читается псалом 50-й и поются другие тропари: Еже радуйся Ангелом приимшая. и после возгласа «яко свят еси Боже наш»: Ныне наста время, всех освещаюшее. После тропарей поется трисвятое, читается Апостол и Евангелие, произносится ектенья: «миром Господу помолимся», с приложением особых прошений об освящении воды, – читается о том же молитва, и после нее священник погружает святой крест в воду 3-жды крестообразно при пении тропаря: »Спаси, Господи, люди Твоя»... «Твоих даров достойны». После сего совершается кропление св. водою, при пении тропарей в честь Богородицы и св. Бессребренников: «Источник исцелений». «Призри на моления». (Владычице, приими молитвы». Далее произносится сокращенная ектенья: «Помилуй нас, Боже», на 1-е прошение которой лик отвечает 3-жды: Господи помилуй, а на 2-е – 40 раз. Оканчивается водоосвящение молитвою: «Владыко многомилостиво». и отпустом.
Иногда водоосвящение соединяется с молебным пением, и тогда оно совершается после молебна, по 6-й песни и прочтения Евангелия святому, которому служится молебен.
Молебным пением, или молебном, называется Богослужение, в котором верующие просят Господа, Его Пречистую Матерь и святых Ангелов и угодников Божиих о ниспослании желаемой милости, или благодарят их за получение благ. Молебны совершаются и в храме, и в частных домах. Есть молебны, принадлежащее к общественному Богослужению, напр., молебны – в Рождество Христово, Новый год, в храмовые праздники и высокоторжественные дни, и во время общественных бедствий, напр., в нашествие супостатов, во время бездождия, безведрия, глада, смертоносные язвы и др. Порядок обыкновенных молебнов, совершаемых по требованию христиан, таков:
После «Благословен Бог наш» чтец читает псалом: «Господи, услыша молитву мою». и поется «Бог Господь и явися нам» во глас тропаря того лица, коему поется молебен; потом читается псалом 50-й и по псалме – канон тому лицу, коему служится молебен; к тропарям канона произносятся молитвенные воззвания: Спасителю (если Ему молебен): – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; Божией Матери: »Пресвятая Богородице, спаси нас»; святым угодникам, смотря по чину, напр., Святителю Николаю: Святителю Отче Николае, моли Бога о нас; Св. Благоверному Князю Александру Невскому: Святый Благоверный и Великий Княже Александре, моли Бога о нас. По 3-й песни молитвенное обращение к лицу, коему совершается молебен; напр., св. Князю Александру Невскому: «Моли Бога о нас Святый Благоверный и Великий Княже Александре, яко мы усердно к Тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших», – и потом ектенья: «помилуй нас, Боже, в которой произносится моление о Государе, Св. Синоде, христолюбивом воинстве, и о милости, жизни, мире, здравии того лица, от кого или за кого поется молебен. По 6-й песни то же молитвенное обращение, как и после 3-й песни, и ектенья малая: паки и паки. После ектеньи произносятся: вонмем. прокимен, и читается Евангелие, положенное тому лицу, в честь которого служится молебен. После Евангелия поются песни: 7-я, 8-я и 9-я; а после 9-й песни: «Достойно есть». а в дни великих праздников и во дни попразднства сих праздников ирмос 9-й песни праздничного канона; далее – трисвятое, Отче наш, тропарь и ектенья: «помилуй нас, Боже», как и после 3-й песни, – затем (если есть) читается молитва в честь того лица, кому поется молебен, – отпуст.
Иногда молебны соединяются с акафистом и освящением воды. Акафист в сем случае читается после 6-й песни канона, прежде малой ектении и Евангелия; а освящение воды совершается после 6-й же песни, но по прочтении Евангелия.
Напр., есть требы: а) во еже блаюсловити сыр и яйца в Пасху, как разрешение от поста, и гроздия 6-го августа, б) молитва на основание дому, чтобы ни ветр, ни вода, ни другое что не могли повредить постройке, в) о копании кладезя, чтобы Господь дал воду довольну к потребе и невредительну к приятию, г) молитва об освящении сосудов и разных брашен, оскверняемых чрез впадение в них нечистых гадов, д) благословение межей и о рыбарях, вкушающих рыбу, да сохранить их Господь во здравии душевном и телесном, е) чин благословения пчел, да обильнее плоды своя приносить, ж) благословенье роев пчелиных, чтобы Господь преисполнил пчельник сотами тучного меда и сохранил его от всякого коварства волшебного. Орудием всякого освящения служит окропление святою водою.
Брак не совершается а) от 14-го ноября до 6-го января включительно; б) от недели мясопустной до Фоминой; в) в пост – от недели всех святых до 29-го июня; г) от 1-го до 15-го августа; д) на дни постные – на среду и пяток и на дни воскресные, на дванадесятые праздники и на 1-е окт., 22-е окт., 26-е сент. И 9-е мая, также на храмовые местные праздники. На дни Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29-го августа); на высокоторжественные дни коронования и восшествия на престол Государя императора. А также на родительские субботы – пред неделею мясопустною и пред 50-ницею.
См. о непорочных выше в словаре.
Когда это поминовение совершается ежедневно в течение 40 дней но смерти, тогда оно называется сорокоустом.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»