- Всё о японской чайной церемонии
- Как проводится чайная церемония
- Какая посуда используется
- История появления
- Виды чайной церемонии
- Чайная традиция в современности
- Традиционная японская чайная церемония: Как она появилась и в чём её скрытый смысл
- История ритуала
- Не просто чаепитие, а медитация
- Как проходит чайная церемония
- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Видео
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Японская чайная церемония Tea ceremonies elevate hospitality into an art form
- Квинтэссенция древних традиций
- Дзэн-буддийские истоки чаепития
- Религиозный ритуал
- Школы чайной церемонии
- Точность следования ритуалу
Всё о японской чайной церемонии
Страна Восходящего солнца известна своими необычными традициями. Чайная церемония в Японии стала одним из культурных достояний, у нее богатая история и множество особенностей. На японском чайная церемония звучит как “тя но ю”. Дословный перевод – путь чая, культура чая или искусство чая. Давайте узнаем, как она проводится.
Как проводится чайная церемония
Цель чайной церемонии – достичь душевного равновесия. Культура чаепития отражает стиль жизни японцев. Посреди комнаты расположена выемка с поддоном. На последнем горит уголь. Над выемкой находится котелок, где кипятится вода.
По разные стороны находятся подушки, на которых садятся гости. Обратите внимание, что садятся на коленки, положив под них эту подушку. Пятки располагаются под ягодицами. Запрещается скрещивать ноги – этим гость показывает неуважение к традициям.
Сама по себе чайная церемония – это когда чайный мастер принимает у себя гостей. Он разливает всем чай. Мастер сидит около котелка с кипятком и подает чай гостю, делая при этом поклон.
Культура чая предусматривает медленное употребление напитка, маленькими глотками. Запрещено хлюпать, это признак неуважения.
Мастер разговаривает с каждым из присутствующих, задает вопросы, рассказывает истории. Он обращается к каждому отдельно, спрашивая о личной жизни, успехах на работе, хобби и увлечениях.
Часто мастер берет ученика. Последний заваривает чай, пока сам владелец дома приветствует гостей. Заваривать чай – это целое искусство, которому многие хотели бы научиться.
Какая посуда используется
Посуда делается на основе фарфора. Чай разливается в пиалы (широкие или узкие), а также утварь в форме стаканов. Ручек у такой посуды нет. Кипяток нагревается в котелке (фото ниже).
Хозяин берет чашку гостя и обрабатывает кипятком. Воду наливает при помощи черпака. Пиала споласкивается и вытирается специальной салфеткой. После хозяин кладет в нее щепотку зеленого чая (его хранят в шкатулке). И снова заливает кипятком из черпака.
Далее он перемешивает чай специальной бамбуковой кисточкой. Правильно заваренный чай определяется по пенке, которая поднимается до краев пиалы.
В редких случаях чай пьют с сахаром, тогда понадобится ложечка.
Обратите внимание! В идеале посуда для церемонии старая, то есть передавалась из поколения в поколение и пережила множество чайных церемоний. Если посуда разбилась, делается новая на заказ у мастера.
Преимущественно чаши делаются из керамики. Их не украшают. Другая же утварь делается на основе меди или бамбука.
История появления
Традиция появилась давно, но существуют легенды, которые передаются из поколения в поколение.
Путешествие к дому хозяина начинается с дорожки, которую выкладывают камнями. Она называется родзи. Согласно истории, первый шаг на дорожке означал первую стадию медитации. И чем дальше он шел по родзи, тем сосредоточеннее становился.
Существует легенда появления дорожки. Для сёгуна по имени Асикаги выложили дорожку на основе бумаги, чтобы его обувь и одежда не намокли из-за утренней росы. Так и появилось название родзи, означающее земля, которую покрывает роса.
Обратите внимание! По древней традиции у конца дорожки, прямо перед входом в дом, должен стоять колодец. Перед ним делается очищение духа и тела гостей. Там моют руки, ритуал важно проводить с чистыми руками.
Существует и чайный сад. Согласно истории он должен быть небольшим, по внешнему виду напоминающим склон горы. В саду стоит атмосфера расслабленности и спокойствия. Цель сада – обеспечить прохладу и приятную тень в летний сезон. В саду растут кипарисы, сосны и прочие вечнозеленые растения. Важно, чтобы они располагались хаотично, как в природе.
Еще одна часть истории японского чаепития – фонари. Они украшают и освещают дорогу к чайному дому, если она проводится вечером или ночью. Важно, чтобы свет не был ярком, иначе он будет привлекать внимание.
Сам же чайный домик должен быть простым. Предметы декорации будут отвлекать от чаепития.
Интересный факт! Согласно легенде человек по имени Мурата, который проводил ритуалы для сегуна Асикаги, выбрал маленькую и простую комнату. Это было непросто, ведь его резиденция отличалась своей роскошью. Но, чтобы погрузиться в атмосферу чаепития, нужно забыть о проблемах и богатстве.
Позже другой мастер решил, что для чаепития нужно строить отдельный небольшой домик, крыша которого покрыта соломой.
Конечно, история чаепития неизвестна, ведь она появилась давно. Но сохраненные факты помогают получить картину того, как раньше проводилась эта традиция. И хотя церемония проводится в Японии, считается, что у нее китайское происхождение.
Виды чайной церемонии
Чайная традиция в современности
Чайные церемонии проводят и в современности. Это метод достижения жизненной цели. Вся обстановка, утварь и атмосфера внутри домика сделана со смыслом, в ней заложена философия. Культура чая позволяет проникнуться особенностями страны. Возможно, многим показалась, что провести процедуру сложно, но все просто. Чаепитие помогает расслабиться, забыть о проблемах и насладится покоем. То есть чайная церемония еще касается и религиозных целей, тех, что проповедует буддизм.
Посмотрите видео, как чайная церемония выглядит в современности.
Традиционная японская чайная церемония: Как она появилась и в чём её скрытый смысл
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История ритуала
Как и другие традиционные японские практики, чайная церемония пришла на острова Страны восходящего солнца из Китая. Сам напиток был знаком японцам уже с VII века; считается, что его привезли буддийские монахи. К XII веку чай был знаком уже всем сословиям японского общества, его пили и в крестьянской хижине, и при дворе сёгуна. Но если поначалу за чаем собирались, чтобы подкрепиться и побеседовать, то с XIII века монахи придали процессу употребления чая характер ритуала. Первые правила церемонии были разработаны мастером Даё.
Постепенно развиваясь и меняясь, ритуал совместного чаепития распространялся и за стены буддийских монастырей, с XV века его правилам уже обучали и мирян. Церемония пришлась по душе и самураям, перед важными сражениями за распитием чая освобождали мысли и сердце от лишнего груза, от страха смерти.
В 1591 году Сэн-но Рикю по приказу правителя Тоётами Хидэёси совершил харакири. Причины неизвестны – высказываются лишь предположения, что Хидэёси не принимал того принципа простоты, на котором основывал свое учение Рикю, и считал его влияние чрезмерным. По старинному обычаю, ритуальному самоубийству мастера предшествовала чайная церемония.
Школа Рикю продолжила существование, его потомки и последователи развивали чайные традиции, опираясь на созданное мастером. Именно Рикю определил этикет церемонии, а еще – требования к используемой в церемонии утвари. Кроме того, благодаря мастеру, помимо чайного домика, где проходило чаепитие, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку. Сам же домик строился чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины – ничего лишнего, полное соответствие принципам дзен-буддизма. Чай готовили и пили из керамической посуды, простой и без излишеств.
Главным назначением ритуала было обретение всеми гостями спокойствия, освобождение от повседневных забот, обращение к красоте и истине. Спустя четыреста лет смысл чайной церемонии остается тем же.
Не просто чаепитие, а медитация
Японская чайная церемония основана на четырех принципах: сэй – чистота, кэй – уважение, ва – гармония и дзяку – спокойствие. Само чаепитие представляет собой строго определенную последовательность действий участников, где нет места импровизации или отступлению от правил соответствующей школы.
Благодаря тому, что все гости чайного домика неукоснительно подчиняются порядку, участвуя в общем ритуале, возникает особое настроение, сходное с медитативными практиками, позволяющее отстраниться от своего привычного «я». Мастера создают во время церемонии такую атмосферу, которая приводит к умиротворению, гармонии с миром и природой – это состояние достигается через последовательное исполнение множества ритуалов.
Обстановка комнаты, где проходит чаепитие – она единственная в чайном домике – отличаются скромностью: ничто не должно отвлекать участников от медитации. В качестве украшений в комнате находятся только букет цветов, на стене – свиток с философским изречением, выбранным хозяином для предстоящей церемонии, а также – картина или каллиграфическая надпись.
Как проходит чайная церемония
Хозяин и гости сидят на татами на коленях. Очаг, в котором готовится чай, находится посередине комнаты. В начале церемонии подают кайсэки – легкую, простую еду, которая нужна лишь для того, чтобы гости не чувствовали дискомфорт от чувства голода. Она подается, пока нагревается вода в котле или чайнике.
Непосредственно перед тем, как разливать чай, хозяин передает гостям омогаси – сладости. Их назначение состоит в том, чтобы подготовиться к горечи чая, для достижения гармонии вкуса. Во время чайной церемонии используют только зеленый порошковый чай маття.
В том, как мастер готовит чай, нет места небрежности, буквально каждый жест регламентирован и наполнен своей философией. Ручку ковша, которым наливают чай в чашку, направляют к сердцу, саму чашку держат правой рукой, платок, которым снимают крышку чайника, складывают определенным образом. Процесс приготовления чая проходит в полном молчании, гости слышат лишь звуки, которые исходят при соприкосновении утвари, кипении воды – последнее носит поэтическое название «ветра в соснах».
После того, как каждый гость получил от хозяина чашку с чаем, начинается беседа.
Искусство, обсуждение фразы из свитка в нише, чтение стихов – вот то, о чем идет речь во время церемонии. Из обязательных вопросов, которые должны задать хозяину гости – тот, что касается утвари: когда и кем она была создана. По традиции посуда керамическая, безукоризненно чистая, но со следами длительного использования. И каждому предмету, разумеется, отведена своя роль.
Несмотря на главную цель – уйти от суеты внешнего мира, во время чайной церемонии все же учитывается время года, летом, в жару, чай подают в широкой чаше, где напиток быстро охлаждается, зимой – в высокой и узкой, она долго хранит тепло.
Цветы, которые украшают нишу токонома, к концу церемонии должны слегка раскрыться, что напоминает участникам чаепития о времени, проведенном вместе. По окончании чаепития хозяин первым покидает домик, но ритуал не заканчивается после ухода последнего гостя. Оставшись в одиночестве, мастер убирает утварь и цветы, протирает татами: следы церемонии, что недавно происходила в чайном домике, должны остаться только в сознании.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Икэбана — это способ поселить в сердце человека неожиданные чувства.
Дзэами
Тябана добавляет определенную изюминку в облик всей чайной церемонии. Чтобы понимать суть всего этого нужно знать определенный ключ к истории, при создании которого поучаствовал великий чайный мастер XVI века Сэн-но-Рикю.
Данная история повествует о том, что далеко за пределами города был сад этого матера, который славился на всю округу своими прекрасными и удивительными вьюнками. В один прекрасный день правитель данного города назначил встречу мастеру в этом саду, чтобы самому убедиться в правдивости ходивших слухов. Но каково, же было его расстройство, когда на месте прекрасного сада он, ни чего не увидел кроме пустынного поля и песка, но зайдя в сам чайный домик, он увидел икебану, состоящую всего лишь из одного цветка. Теперь все стало ясно правителю, ведь мастер не пожалел всего своего сада, чтобы подчеркнуть красоту всего лишь одного цветка.
Японский писатель Ясунари Кавабата сказал:
«Зерно цветка, раскрывающегося в разных видах искусства, лежит в душе художника. как на голом дереве вырастают цветы и плоды, так из пейзажа своей души художник создает произведение искусства».
Эти слова принадлежат известному средневековому драматургу театра Но Сэами.
«Аранжировщик достигает глубокого понимания природы в том случае, если у него есть внутреннее чувство восприятия растений («Поговори с цветком», — советуют японцы).»
Среди принципов «тябана» мастера выделяют следующие:
Должна быть гармония между:
1. растениями и сосудом для них;
2. подставкой и сосудом на ней;
3. сочетание цветов и фона для них;
4. гармоничность цветов друг с другом;
5. форма сосуда и форма цветов;
6. цветовое сочетание букета;
7. соотношение позиции цветов в икебане.
К цветам, не используемым в чайной комнате, относятся: сладкая дафния, горный анис, петушиный гребешок, патриния, гранат, водяная лилия, бархатцы и бальзам.
Еще одно правило состоит в том, что для вечерних и ночных чайных встреч предпочтение отдается белым цветам.
Удивительно, но еще пятьсот лет назад икэбаной занимались исключительно воины-японцы. Перед боем они таким образом достигали душевного равновесия и настраивали себя на будущие победы. Самурай составлял композицию, которая не должна была завянуть до его возвращения. Только в конце XIX века к искусству икэбаны допустили женщин. Сегодня же икэбаной в Японии преимущественно занимаются женщины, причем после сорока лет.
Ипицусай Бунте. Кагия Осэн.
Цветная гравюра. Между 1764-1772 г.
Как свидетельствуют красочные композиции гравюры укие-э, в икэбане практиковались и куртизанки из «кварталов любви». На следующей гравюре изображена куртизанка Хинадзуру из самого дорогого в столице квартала удовольствий – Есивары. Мастер показал красавицу в момент подготовки цветов: специальными ножницами она отрезает веточку нужной длины…
Эйсуй. Куритзанка Хинадзуру.
Уветная гравюра. 1790-1800
Куртизанка Цукиока представлена в момент создания икэбаны. Для своей композиции она избрала бадью, которой черпают воду, что позволило изменить положение цветка в интерьере, обычно помещавшегося в нише (токонома). Подвесив бадью к потолку, Цукиока, очевидно, хотела показать пластическую выразительность крупной, причудливо изогнутой ветки хризантемы.
Исиракутэй Эйсай. Цукиока из новой Есивары.
Цветная гравюра. ХУ111 ст.
Сегодня в Японии искусству составления букета обучают каждого школьника. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Объясняют, например, что в гостях, чтобы полюбоваться букетом, нужно стать на колени, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Ведь каждый цветок, веточка, форма и наклон говорят!
Зеленый цвет олицетворяет весну и символизирует восток, красный — лето и юг; белый — осень, так как в это время вызревает рис.
Комбинация видов растений также символична. Ветви сосны, стоящие в вазе с розой, обозначают вечную молодость и долголетие, сосна и пион — молодость и процветание. Ветка абрикоса — символ красоты и изящества женщины, и глаза японок сравнивают с косточками абрикоса.
Монах, который должен был доставить цветы камелии из храма Дайтокудзи в дом чайного мастера для готовящегося чайного действа, по дороге уронил цветок на мостовую, так что бутон отломился от стебля. Очень сожалея о случившемся, монах, тем не менее, принес цветок к мастеру. Тот принял подарок и поместил стебель с оставшимся на нем одним лепестком в вазу, а сам бутон на пол, точно в месте возможного падения. Так был создан удивительный по своей простоте и глубине образ.
Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. А вообще высшей ступенью в икэбане можно считать полное «недеяние», невозможность что-либо изменить в природе: пришел, увидел, отошел.
Вот цветок – и появляется ваза.
Вот ваза и выбирается цветок.
жди – необходимое друг другу
должно слиться воедино.
Цветок – творение Бога,
ваза – творение человека.
В этой встрече, именно в этой встрече
заключено всё.
Эта встреча кажется случайностью,
но она не случайна.
Случайность становится
необходимостью.
Мир Икэбаны – это мир встреч.
Софу Тесигахара,
основатель школы японской икэбаны «Согэцу»
Японская пословица гласит: не бойтесь творить, потому что время отбросит все лишнее. Ваша икэбана может предстать как образ идеального мира, а может быть и нежным любовным или дружеским посланием. Мы верим: если вы рискнете создать икэбану, то она выразит ваши чувства и окружающие поймут ваше сердце.
www.zerkalo-anime.ru
h.ua/story
teacup.narod.ru
www.chudo-lukoshko.ru
img src=
Японская чайная церемония Tea ceremonies elevate hospitality into an art form
Квинтэссенция древних традиций
Простую задачу приготовления чая для гостей в Японии возвели в ранг искусства. Это стало ритуалом, сложной последовательностью действий, выполняемых в строгом порядке. Правильность исполнения очень важна и придирчиво оценивается.
Чайная церемония — или «путь чая», если переводить дословно — это особая культура, воплощающая в себе понятие «омотэнаси» — искренней заботы о госте.
По-японски чайная церемония называется «тяною» или «садо», а искусство приготовления и подачи порошкообразного зелёного чая маття — «отэмаэ». «Тякай» — неформальные встречи, где собираются ради искусства ритуализированной подачи чая, а более официальные мероприятия называются «тядзи». Ещё один вид церемонии, хоть и куда менее распространённый — «сэнтядо», где используется листовой чай.
Дзэн-буддийские истоки чаепития
Чайная церемония считается одним из трёх классических искусств японской утончённости — наряду с искусством составления благовоний кодо и искусством цветочных композиций кадо. История чайной церемонии восходит к дзэн-буддизму. В 815 году монах по имени Эйтю вернулся из Китая, где чай употребляли уже более тысячи лет, и лично приготовил чай сэнтя для императора Сага.
Император был настолько впечатлён, что повелел немедленно создать чайные плантации. Так в провинции Кинки на западе Японии начали выращивать первый японский чай. Поначалу он был напитком знати и лишь в XII веке получил более широкое распространение.
Религиозный ритуал
Зелёный чай употребляли в монастырях во время религиозных церемоний, а чаепитие было привилегией высшего общества. Считалось, что лучший чай выращивали в Киото из семян, привезённых из Китая.
На заре периода Муромати (1336–1573) начала складываться знакомая нам традиционная японская эстетика, в том числе и искусство чайной церемонии. К XVI веку чай стал привычным напитком для всех слоёв японского общества.
Сэн-но Рикю — самая известная фигура в истории японской чайной церемонии. Он считал, что каждую встречу нужно ценить, потому что она уникальна и никогда не повторится вновь. Сэн-но Рикю заложил четыре основных принципа, которым должна соответствовать церемония: гармония, почтительность, чистота, спокойствие.
Школы чайной церемонии
Современные мастера придерживаются тех же основных принципов. При этом существуют десятки разных школ, каждая из которых имеет собственные отличия.
Чайная церемония всегда проводится в специально построенном для этого чайном домике тясицу. Внутри — очаг, а пол выстлан татами. Материалы, из которых строят чайные домики, подчёркнуто просты и непритязательны.
Мастер церемонии использует определённый набор предметов. Обязательно присутствуют чаша тяван, бамбуковая ложка для насыпания чая тясяку и тясэн — венчик для размешивания чая во время приготовления.
Точность следования ритуалу
Выверенный порядок действий может немного различаться от школы к школе, но есть и ряд общих черт. Перед входом в чайный домик гости снимают обувь, после чего их проводят в комнату ожидания. Хозяин встречает их молчаливым поклоном. Гости совершают ритуальное омовение рук и ополаскивают рот, после чего проходят в выстланную татами комнату для чаепитий. Там каждому гостю следует обратить внимание на нишу токонома, где размещается свиток с изречением, цветочная композиция или благовония, определяющие настроение встречи.
После того как гости рассядутся в традиционных позах сэйдза, мастер начинает чайную церемонию. Он тщательно очищает посуду, действуя строго определённым образом. Вода нагревается на углях в котелке тягама. Хозяин готовит и заваривает чай в строгом порядке, уделяя особое внимание деталям. После этого он наливает чай в чашу тяван и с почтением передаёт её первому, самому важному гостю.
Гость приподнимает чашу в знак уважения к хозяину, немного поворачивает её, чтобы не пить с переднего края, и делает глоток. Далее гость отпускает комплимент прекрасному вкусу чая и изысканности чаши. Чаша проходит по кругу от гостя к гостю, каждый из которых повторяет тот же ритуал.