- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Тюльпан как символ Турции доживает свои последние дни?
- Что символизирует тюльпан, и где находится его родина
- Где выращивают лучшие сорта
- Чьим символом является тюльпан
- Тюльпан как символ Турции
- Тюльпан как символ Голландии
- Тюльпаны в Голландии (видео)
- Почему тюльпан считают символом Турции?
- Какое место занял тюльпан в культуре европейских стран?
- Зарождение Казачества – не меньше двадцати веков тому назад.
- Культура, образование и (как следствие) веротерпимость Астраханских Казаков.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
В Турции существует легенда, что на дне тюльпана спрятано счастье, именно поэтому турки так берегут этот цветок; также считается что в тюльпан, как в красивую женщину, увидев один раз, влюбляешься навсегда!
Тюльпан – символ большой любви, счастья и красоты. А еще этот удивительный цветок издавна считают своим символом тюркские народы. В период расцвет Османской империи тюльпан был одним из ее символов, а минареты многих мечетей спроектированы и построены в форме его лепестков, стоящих на мощном стебле.
Турецкие тюльпаны и по сей день отличаются от всех остальных не только разнообразием своих расцветок и насыщенностью цветов лепестков, но и их узнаваемой формой, которая подобна лезвию клинка. Издавна считалось, что чем острее лепестки бутона, тем больше счастья покоится на его дне.
Тюльпанов чаши благовонны:
Весна к себе на пир зовет,
Под трели птиц, и смех, и звоны
Цветочный кубок подает!
Тюльпан пьянит и не касаясь
Лилейных губ, глазам он люб,
Горит огнем, но не сгорает,
И в плен берет, но все ж не груб.
Он естеством нас покоряет
И так прекрасно естество,
Что миг общенья превращает
В любви взаимной торжество.
А если так, то разве странно,
Что сводят мир с ума тюльпаны?
Многие ошибочно считают родиной тюльпанов Голландию. Действительно, на сегодняшний день страна является самым крупным производителем тюльпанов во всем мире. Но на самом деле благородный цветок попал в Голландию, как и в другие страны Европы, только в середине ХУІ века. А завезли тюльпаны в Европу из Константинополя, так тогда называли Стамбул.
Предположительно первой страной, где стали окультуривать тюльпаны была Персия. Именно там встречаются вXI-XII веках первые письменные упоминания о тюльпане.. В литературных произведениях Древней Персии цветок упоминался, как «дюльбаш», что означает «тюрбан» – восточный головной убор, напоминающий по форме цветок.
Турки также вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566) появилось около 300! новых декоративных сортов. Европейцев, посещавших в те времена Турцию, поражали ее сады и… страстная привязанность турок к тюльпанам.
Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703 – 1730 гг.). Тогда были выведены несколько тысяч сортов, а один, названный Стамбульским, обрел священный статус – его считали символом Бога. И этот период в истории Турции стал «Лале Деври» – «Эрой тюльпанов». Расцвет культуры подробно зафиксирован в декоративной живописи и в изникской керамике.
Логотип с изображением тюльпана можно встретить в Турции повсюду. И каждый, кто хоть раз побывал в Турции, непременно узнает его.
В сералях разводили эти цветы в изобилии, и ежегодно турки устраивали феерическое торжество в честь этих цветов. В ходе этого праздника жены султана доказывали ему свою любовь, показывая ему прекрасные сорта своих тюльпанов и объясняя нежные названия, данные цветам, как символ их любви к нему.
Тюльпан пользуется в Турции любовью до сих пор, они считаются самыми уважаемыми и любимыми цветами. Тюльпан в Турции – это символ дружбы и любви, и их дарят тому, кому от всей души желают счастья – на праздник или просто как знак внимания.
Местные женщины носят золотые украшения с изображением тюльпана, который, по их мнению, дает физическую силу, сексуальную привлекательность и сводит мужчин с ума.
Изображение тюльпана используется везде: и в украшениях:
и в современных интерьерах:
в керамических плитках и изразцах:
и, конечно, в посуде:
У меня тоже имеется две тарелки:
И даже турецкие стаканы для чая «армуду»напоминают бутон тюльпана, а их использование подразумевает настоящий ритуал.
Восточный армуду отличается «талией» – днище и горло широкие, а по центру сосуд сужается. Вопреки мнениям историков, такой внешний вид вовсе не для красоты: это способствует удобному чаепитию. В верхней части посуды жидкость успевает остудиться, поэтому можно пить, не обжигаясь. Сужение в центральной части стакана не позволяет остывать напитку внизу. Таким образом, поддерживается оптимальная температура чая – можно долго смаковать ароматный напиток.
Взгляните, как красивы вышитые бисером турецкие тюльпаны:
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется симфония тюльпанов
возвышенной мелодией земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
А потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
Такое буйство красное в зените
Несет крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите
Однажды искупаться с головой.
Тогда-то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветами заодно, –
Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарей напоено.
Рубрики: | Интересно (непознанное, необычное) Живопись и картинки Разное, но интересное |
Метки: живопись искусство декор красивые вещи история история вещей
Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям
Тюльпан как символ Турции доживает свои последние дни?
Почти два десятилетия Турция использовала в качестве символа страны и своей культуры тюльпан. Однако в скором времени этот узнаваемый и известный турецкий бренд изменится, сообщает Al-Monitor.
Министерство культуры и туризма Турции планирует провести ребрендинг своего символа в предстоящем году. Заявки со своими предложениями можно отправлять до 4 января 2019 года, а с 8 января начнется тендер. Официально новый бренд начнут внедрять с 2020 года.
Тюльпан является символом Турции с 2001 года. В 2014 году была предпринята попытка изменить этот символ, связав новый бренд с понятием «дома». Новый символ должен был служить связующим элементом для всего многообразия культур этого региона на протяжении многовековой истории Турции. Тем не менее, символ тюльпана так и не изменился.
Тюльпан является одним из главных турецких символов / Источник: myradiantcity.com
Новая попытка является сигналом того, что эра тюльпанов приходит к концу. Ассоциация с тюльпанами восходит к периоду османской истории между 1718 и 1730 годами. Это был один из последних периодов мира и спокойствия, после которого империя начала терять свое могущество. Сегодня в повседневной жизни турков фраза «эра тюльпанов» отождествляется с эпохой гедонизма и радости.
Ежегодно, начиная с 1453 года, в Стамбуле проводится фестиваль тюльпанов. В 2017 году в парках и на улицах Стамбула было высажено более 26,5 миллионов тюльпанов 160 сортов.
Еще один интересный факт: турецкое слово «lale» (“лале”) – тюльпан, если написать его арабской графикой, похоже по форме на слово «Аллах».
Аллах и лале / Источник: calligraphytr.wordpress.com
Джейсон Гудвин, автор книги «Повелители горизонтов: история Османской империи» высказался по поводу тюльпанов следующим образом: «Тюльпаномания – лихорадка красоты, которая пронеслась по двору Османов в начале 18 века. Тюльпаны, которыми все восхищались и выращивали, были прекрасными цветами из Центральной Азии. Форма цветка отражалась в вышивке, воспевалась в поэзии как эмблема правящей династии Османской империи».
Ковер из тюльпанов площадью 1453 квадратных метра в Стамбуле / Источник: Ибрахим Халиль Чекиджи /Anadolu Agency
В XXI столетии тюльпан вновь стал символом Турции потому, что этот цветок здесь очень любят. Изображения тюльпана окружают человека повсюду: в зданиях министерств, на орнаментах, в музеях, на рынках, на сувенирных безделушках. Возникает вопрос: чем Министерство культуры и туризма все это заменит?
Причина ребрендинга заключается в развитии туризма и привлечении туристического потока из Европы. Перед туристической отраслью Турции стоит задача не только привлекать людей на свои пляжи, но и предлагать новые направления, в частности археологические и гастрономические туры. Поэтому нужно создать новый символ, который не ассоциировался бы с последними международными политическими событиями на Ближнем Востоке, в том числе с беженцами из Сирии. По мнению основателя FutureBright Research Акана Абдуллы, поток туристов в Турцию сократился из-за проблем с безопасностью. При этом он убежден, что для Стамбула нужен отдельный подход, поскольку этот город как бренд является более значимым в глазах туристов, чем вся Турция.
Что символизирует тюльпан, и где находится его родина
Многие люди задаются вопросом: какая страна является родиной тюльпанов и где выращивают лучшие его сорта? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как могло показаться на первый взгляд…
Страна тюльпанов, где изначально появился цветок, – это, вопреки общему мнению, Персия, а не Голландия. Цветок появился в Азии и с древних времен услаждал взор кочевников своей красотой.
Персия ввела дикорастущий цветок в культуру и дала ему имя T oliban, что значит «тюрбан». И действительно, цветы напоминают небольшие тюрбаны – главный головной убор народов Востока.
Где выращивают лучшие сорта
Лучшие цветы и сегодня выращивают на их исторической родине – в Персии. Во многих городах Таджикистана ежегодно празднуют день тюльпанов – Сайри попа.
Еще одна страна тюльпанов – Турция, куда цветы пришли из Персии. Здесь растения называют «лале» и активно селекционируют. Уже к XVI веку в Турции, где растут тюльпаны, было известно 300 разновидностей этих растений.
Чьим символом является тюльпан
Символом какой страны являются эти яркие цветы? Несмотря на то, что выращивают тюльпаны повсеместно, они являются символом Голландии и Турции.
Тюльпан как символ Турции
Практически каждый город в Турции культивирует растение. Тюльпан называют символом Османской империи, он был главным украшением герба Константинополя.
Жители современной Турции выражают свое восхищение этим цветами, изображая их на:
Каждый год в апреле можно увидеть целое семейство цветов на грандиозном празднике – Фестивале тюльпанов.
Тюльпан символизирует дружелюбие, хорошее настроение и счастье, поэтому дарить его принято счастливым людям. Родина тюльпанов Турция стремится сделать так, чтобы изображениецветов можно было увидеть всюду. Таким образом турки напоминают миру, откуда на самом деле появился яркий цветок бокаловидной формы.
Тюльпан как символ Голландии
Семейство тюльпанов давно прижилось в Голландии, еще в первой половине XVII века. С XVIII века Голландия приобретает репутацию страны тюльпанов и начинает вести экспорт этих цветов в Турцию. Вот почему тюльпан в наше время ассоциируется с Нидерландами.
Сегодня в Голландии активно выращивают и селекционируют эти прекрасные цветы. Уровень селекции находится на очень высоком уровне.
Голландцы верят легенде, согласно которой в бутоне тюльпана были заключены красота и счастье, однако они были недоступны для людей, так как цветок не распускался. Но после того как к нему прикоснулся ребенок, цветок открыл бутон, и стали его звать тюльпан.
Сегодня тюльпаны также означают для голландцев успех, любовь, защиту и являются одним из самых ярких символов страны.
Тюльпаны в Голландии (видео)
Тюльпан – один из наиболее ярких и привлекательных цветов. Его разведением занимаются многие страны, а начало этому было положено в Персии. С тюльпаном связаны легенды, его изображением украшают предметы быта и декора. Селекционеры в Турции, Голландии и других странах выводят новые сорта растения, красотой которых восхищается весь мир.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Почему тюльпан считают символом Турции?
На счет этого цветка есть масса заблуждений. Вот некоторые из них:
На самом деле появился сей дар природы лишь в 16 веке. И не Голландия родина его, а всеми любимая Турция! Это европейцы по привычке все решили приписать себе. На самом деле мудрые садоводы турецкие вырастили это чудо, потому и гордятся так своим произведением.
Есть также легенды о том, как появился тюльпан и стал символов целой империи. Одна из них гласит о принце персидском. Персия занимала тогда часть нынешней территории Турции. Так вот, Фархад, тогдашний принц империи, был безумно влюблен в девушку Ширин. Как по обычаю в подобных историях, все закончилось плачевно. У Ширин были и другие возлюбленные. Принц «очереди» в покои возлюбленной не выдержал и насмерть разбился на свое коне.
Там, где сломя голову врезался принц, образовалась лужица его горячей крови. Она пропитала почву, придала растениям особой силы и появился тюльпан. Так он стал одновременно и символов всей Персии, а после Турции, и знаком вечной любви и верности.
Какое место занял тюльпан в культуре европейских стран?
Постепенно, когда были открыты все разновидности этого цветка, популярность его снизилась. Теперь купить его можно дешево. Однако, насыщенный яркий цвет тюльпана, его аромат и значительность по-прежнему сохранились в Турции. Особенно там ценят Стамбульский сорт. Если будете в тех краях весной, обязательно зайдите на выставку.
Итак, почему тьльпан считают символом Турции? Потому что, вопреки множественным войнам, в сердцах у турков живет любовь!
Красота и здоровье
В Турции существует легенда, что на дне тюльпана спрятано счастье, именно поэтому турки так берегут этот цветок; также считается что в тюльпан, как в красивую женщину, увидев один раз, влюбляешься навсегда!
Многие ошибочно считают родиной тюльпанов Голландию. Действительно, на сегодняшний день страна является самым крупным производителем тюльпанов во всем мире. Но на самом деле благородный цветок попал в Голландию, как и в другие страны Европы, только в середине ХУІ века.
А завезли тюльпаны в Европу из Константинополя, так тогда называли Стамбул.
Предположительно первой страной, где стали окультуривать тюльпаны была Персия. Именно там встречаются в XI-XII веках первые письменные упоминания о тюльпане.. В литературных произведениях Древней Персии цветок упоминался, как «дюльбаш», что означает «тюрбан» – восточный головной убор, напоминающий по форме цветок.
Турки также вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине
. Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566) появилось около 300! новых декоративных сортов. Европейцев, посещавших в те времена Турцию, поражали ее сады и… страстная привязанность турок к тюльпанам.
Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703 – 1730 гг.). Тогда были выведены несколько тысяч сортов, а один, названный Стамбульским, обрел священный статус – его считали символом Бога. И этот период в истории Турции стал «Лале Деври» – «Эрой тюльпанов».
А Султан Ахмед, подарил красивое украшение с тюльпаном Кёсем, хоть она и не была Султаншей. Поэтому многие разозлились, что такие украшение носят только члены династии, а у неё ещё не было детей.
Меня так заинтересовал этот знак, что позже я его заметила и на Хатидже Султан, колье из трёх тюльпанов. Рубин и изумруд были самыми яркими камнями. Считалось, что изумруд для женщин, а рубин для мужчин.
Дочь Хатидже Султан тоже носила маленький тюльпан на шее. Был особый османский тюльпан – алый цветок с заостренными лепестками, который можно было увидеть лишь в Стамбуле
Тюльпан пользуется в Турции любовью до сих пор, они считаются самыми уважаемыми и любимыми цветами. Тюльпан в Турции – это символ дружбы и любви, и их дарят тому, кому от всей души желают счастья – на праздник или просто как знак внимания.
Зарождение Казачества – не меньше двадцати веков тому назад.
Древние эпохи покрывают тысячелетний промежуток времени и относятся к истории тех мест, где на протяжении веков росли и множились корни казачьего племени, где из рода в род нарождались, жили и умирали наши предки. Когда две разнородные группы, Касаки и Меото-Касары, начали взаимное слияние воедино и заложили основное ядро нашей народности.
Прежде всего надо сказать, что от времени первоначального появления в истории нашего имени нас отделяет не меньше двадцати веков. Поэтому очень важен вопрос об источниках, о материалах, положенных в основу описания такого старого времени.
Память о прошлом нашей степи сохранилась в немногочисленных записях соседей современников, да в предметах материальной культуры, обнаруженных при археологических раскопках, в частности, и в наших степных курганах. Нужно признать, что это не достаточно обильные данные для того, чтобы по ним составить подробную историю того времени. Они дают только общий облик явлений, происходивших когда то на казачьих землях. Тем более, что не всегда удается получить в распоряжение нужную и исчерпывающую литературу по каждому вопросу. Но драгоценное свойство всего доступного письменного материала заключается в том, что в нем помещено множество названий племен и народов, обитавших в степи, причем вспоминаются они во взаимной связи по времени и месту.
Таким образом, несмотря на туман веков, восстанавливается история зарождения казачьего рода, проявляются силуэты Скифов Сака, Касаров, Касаков-Касагов и др. Это крепкие звенья, связующие Казаков с их далекими предками.
Многое можно узнать и по археологическим открытиям последнего века. Места покинутых городищ, покрытые пластами новой многовековой почвы так же, как степные погребения, наши курганы, точно определяют отдельные этапы исторических путей казачьих прародителей. Мало этого, предметы, изъятые при раскопках, дают представление и о повседневном быте степняков, о незамысловатом комфорте, созданном руками местных и греческих ремесленников, о художественных вкусах, об украшениях, костюмах, оружии.
Таков язык предметов, хорошо понятный археологам. Его дополняют описания старинных авторов.
Памятники древней письменности сообща с археологией дают представление и о духовных влечениях наших предков. Следует вспомнить степную религию Скифов или распространенное среди оседлых Меотов почитание Жизнеподательницы Афродиты, как очередные ступени духовного развития на пути к христианству.
В описанных Геродотом военных приемах Скифов, в изматывании противника неожиданными нападениями, в быстроте движения вперед, назад, в сторону, уже чувствуется зародыш подвижной казачьей лавы, готовой рассыпаться во все стороны и загреметь копытами в бегстве,
только для того, чтобы вскоре, снова сомкнувшись, ударить на врага в ином месте.
Но, обратившись в суровых воинов, Касаровцы сохраняли неизменный социальный инстинкт, тяготение к организованному общинному правопорядку. Потому и родилась мысль возродить свою Казарию на новом месте.
Вначале это имя (Касаровцы) носило исключительно территориальный характер, а после оно стало приобретать и более широкое этнологическое значение. Оно вобрало в себя некоторые скифские племенные названия, но все же, после падения Каганата, мало кто, кроме бывших Касаровцев, жителей Приазовья, сохранил за собою прозвище Казаров.
Начало Средних веков для народов, населявших наши степи, складывается в историю Казарского или Хазарского Каганата.
В России пытаются принять закон, который разрушит семью
И тут либо семья должна распасться, потому что так жить вместе невозможно и бессмысленно, либо один из супругов (а это исходя из логики авторов закона должен быть мужчина, потому что женщина всегда права) превратиться в жалкое, забитое и затюканное существо, весь смысл жизни которого сводится к удовлетворению капризов своей второй половины. Впрочем, называть такой союз «семьей» было бы оскорблением священных уз брака.
Казаки отличались большой веротерпимостью и определенной демократичностью в вопросах соблюдения установленных церковных правил. Так при строгой централизации и иерархичности православной церкви, на первых порах существования казачества, практиковалась выборность священнослужителей, которым доверяли и решение спорных вопросов. Среди казаков, помимо православных, были представители различных религий и сект (мусульмане, буддисты, католики, лютеране).
Культура, образование и (как следствие) веротерпимость Астраханских Казаков.
В Астраханском Казачьем Войске, как и в других казачьих войсках, большое внимание уделялось вопросам развития образования. Первые станичные училища открылись во времена, когда еще были живы Пушкин, Лермонтов, Глинка, император Николай I. Тогда даже в городах учебных заведений было очень мало, а в сельской местности они были большой редкостью.
На детей не кричали, не оскорбляли, не обзывали взрослые казаки. Это было богобоязненно. Дети учились в церковно-приходской школе и выполняли обязательные поручения по подворью, на плантациях, сенокосе вместе с отцом-казаком и матерью-казачкой. Старики были в почете и с возрастом ограничивались в делах по дому и хозяйству. Всю тяжесть труда по хозяйству брал на себя отец-казак и мать-казачка по дому и воспитанию детей.
В училищах войска уже в середине XIX в. начали обучаться и девочки. Все это привело к тому, что уровень грамотности казачьего населения был значительно выше, чем у крестьян России.
В 1893 году 47% населения войска было грамотным, в том числе, 64% мужчин и 33% женщин. Говоря о грамотности того времени, имеется ввиду начальное или неполное начальное образование, в основном, умение читать, писать и считать. В астраханском войске в 1830 году в целях повышения образования был создан казачий пансион для детей, обучавшихся в гимназии и реальном училище. По окончании пансиона обучение продолжалось в военных училищах, семинариях и других учебных заведениях.
Всего с 1830 по 1911 год пансион окончило 374 человека, в том числе 269 детей офицеров и чиновников войска и 105 детей урядников и казаков (т.е. один-два простых казака в год). Военное образование наши казаки получали: за счет войска в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе обучалось 8 кадет и 2 за казенный (государственный) счет. Окончившие кадетский корпус поступали в Николаевское Кавалерийское училище, откуда выпускались офицерами. Казаки, пользующиеся низшими правами по образованию, для получения офицерского чина поступали в Оренбургское казачье юнкерское училище.
Для подготовки станичных учителей имелось 3 войсковых стипендии в Вольской учительской семинарии, а для подготовки станичных фельдшеров имелось по одной стипендии в Московской и Киевской военнофельдшерских школах. Выплачивались также по 4 стипендии в Саратовской и Астраханской ремесленных школах. Для женского образования имелись стипендии в Астраханском институте благородных девиц и 10 стипендий в Астраханской женской гимназии (все это для офицерских дочерей).
Для девочек казачьего сословия было 3 стипендии в Астраханском и Саратовском епархиальном училище (его выпускницы, как правило, становились женами священнослужителей и могли преподавать в церковноприходских школах).
Для них имелось также две стипендии в Казанской женской учительской школе и 3 стипендии в Астраханской казенной повивальной школе (готовившей акушерок).
Руководство Астраханского Казачьего Войска постоянно стремилось повышать уровень культуры казачьего населения доступными для того времени средствами.
Во всех казачьих станицах уже в XIX веке создавались станичные библиотеки, которые бесплатно выдавали книги для чтения на дом. Книг в библиотеках, по тому времени, было довольно много. Были книги на религиозные, исторические темы, а также много художественных книг самых выдающихся писателей. Выписывались отдельные журналы, например, «Нива» с приложениями. В первой половине 80-х годов прошлого века возникли народные чтения, в основном, художественной литературы.
О значении, придаваемом этим чтениям, говорит тот факт, что список чтецов представлялся самому наказному атаману (он же губернатор), а программа чтений утверждалась инспекторами училищ. Кстати, наказной атаман войска был почетным членом советов библиотек в каждой станице.
С 1903 года для народных чтений началось снабжение станичных училищ (чтения производились в их помещениях) волшебными фонарями с туманными картинами.
В 1911 году на складе атаманского станичного училища (из которого шло снабжение других станиц) имелось 223 серии на различные сюжеты, состоящие из 3315 туманных картин. Картины постоянно перемещались из одной станицы в другую.
В АКВ, как и в других казачьих войсках, большое внимание уделялось вопросам развития образования. Первые станичные училища открылись во времена, когда еще были живы Пушкин, Лермонтов, Глинка, император Николай I. Тогда даже в городах учебных заведений было очень мало, а в сельской местности они были большой редкостью.
На детей не кричали, не оскорбляли, не обзывали взрослые казаки. Это было богобоязненно. Дети учились в церковно-приходской школе и выполняли обязательные поручения по подворью, на плантациях, сенокосе вместе с отцом-казаком и матерью-казачкой. Старики были в почете и с возрастом ограничивались в делах по дому и хозяйству. Всю тяжесть труда по хозяйству брал на себя отец-казак и мать-казачка по дому и воспитанию детей.
В училищах войска уже в середине XIX в. начали обучаться и девочки. Все это привело к тому, что уровень грамотности казачьего населения был значительно выше, чем у крестьян России.
В 1893 году 47% населения войска было грамотным, в том числе, 64% мужчин и 33% женщин. Говоря о грамотности того времени, имеется ввиду начальное или неполное начальное образование, в основном, умение читать, писать и считать. В астраханском войске в 1830 году в целях повышения образования был создан казачий пансион для детей, обучавшихся в гимназии и реальном училище. По окончании пансиона обучение продолжалось в военных училищах, семинариях и других учебных заведениях.
Всего с 1830 по 1911 год пансион окончило 374 человека, в том числе 269 детей офицеров и чиновников войска и 105 детей урядников и казаков (т.е. один-два простых казака в год). Военное образование наши казаки получали: за счет войска в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе обучалось 8 кадет и 2 за казенный (государственный) счет. Окончившие кадетский корпус поступали в Николаевское Кавалерийское училище, откуда выпускались офицерами. Казаки, пользующиеся низшими правами по образованию, для получения офицерского чина поступали в Оренбургское казачье юнкерское училище.
К 1910 году в высших учебных заведениях войско содержало две стипендии для окончивших гимназии и реальное училище.
Для подготовки станичных учителей имелось 3 войсковых стипендии в Вольской учительской семинарии, а для подготовки станичных фельдшеров имелось по одной стипендии в Московской и Киевской военнофельдшерских школах. Выплачивались также по 4 стипендии в Саратовской и Астраханской ремесленных школах. Для женского образования имелись стипендии в Астраханском институте благородных девиц и 10 стипендий в Астраханской женской гимназии (все это для офицерских дочерей).
Для девочек казачьего сословия было 3 стипендии в Астраханском и Саратовском епархиальном училище (его выпускницы, как правило, становились женами священнослужителей и могли преподавать в церковноприходских школах).
Для них имелось также две стипендии в Казанской женской учительской школе и 3 стипендии в Астраханской казенной повивальной школе (готовившей акушерок).
Руководство Астраханского Казачьего Войска постоянно стремилось повышать уровень культуры казачьего населения доступными для того времени средствами.
Во всех казачьих станицах уже в XIX веке создавались станичные библиотеки, которые бесплатно выдавали книги для чтения на дом. Книг в библиотеках, по тому времени, было довольно много. Были книги на религиозные, исторические темы, а также много художественных книг самых выдающихся писателей. Выписывались отдельные журналы, например, «Нива» с приложениями. В первой половине 80-х годов прошлого века возникли народные чтения, в основном, художественной литературы.
О значении, придаваемом этим чтениям, говорит тот факт, что список чтецов представлялся самому наказному атаману (он же губернатор), а программа чтений утверждалась инспекторами училищ. Кстати, наказной атаман войска был почетным членом советов библиотек в каждой станице.
С 1903 года для народных чтений началось снабжение станичных училищ (чтения производились в их помещениях) волшебными фонарями с туманными картинами.
В 1911 году на складе атаманского станичного училища (из которого шло снабжение других станиц) имелось 223 серии на различные сюжеты, состоящие из 3315 туманных картин. Картины постоянно перемещались из одной станицы в другую.
Православные христиане русские казаки в своих домах имели иконы в киотах. Никогда Астраханские казаки не вешали рушники на киоты икон.
Иконы были в переднем углу горницы, на кухне, в столовой. Из икон были облик Господа Бога, Пресвятой Богородицы с Иисусом, икона Святого Николая Угодника, икона Святого Серафима Саровского.
В переднем углу горницы стоял столик, на котором лежали «Евангелие», «Библия», «Молитвослов», которые читали ежедневно и дети и старые казаки. Над столиком висела лампада, которую при чтении молитв зажигали. На столике всегда лежали свечи и спички как обязательные святые предметы.
Россия и казачество, в том числе, отличались большой веротерпимостью и определенной демократичностью в вопросах соблюдения установленных церковных правил. Так при строгой централизации и иерархичности православной церкви, на первых порах существования казачества, практиковалась выборность священнослужителей, которым доверяли и решение спорных вопросов. Среди казаков, помимо православных, были представители различных религий и сект (мусульмане, буддисты, католики, лютеране).
В Астраханском казачьем войске в 1880 году было 574 раскольника и 69 мусульман. А в 1894 году на 26,5 тысячи казачьего населения было уже 720 раскольников и 163 мусульманина. Среди раскольников были секты субботников, молокан, поповцев, беспоповцев, иудействующая секта. Около 70 раскольников жили в станице Лебяжинской, а остальные на хуторе Николаевском (впоследствии станице Николаевской).
Казаки-мусульмане жили в станицах Казачебугровской, Красноярской, Городофорпостинской.
Следует особо сказать о крещеных калмыках, которые в 1880 году составляли 3,5% состава нашего войска. Несмотря на переход в православную веру и посещение церквей, многие из них продолжали придерживаться и своей прежней буддийской религии (ламаисткого толка), сохранялись ее культовые принадлежности.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов