- Цветовая гамма и ее значение в дизайне
- Тепло и холод
- Выбор цветовой гаммы
- Сочетание цветовой гаммы
- Зачем нужна таблица сочетания цветов
- Выбор цветовой гаммы для сайта
- Как работать с хроматическим кругом
- ЦВЕТОВАЯ ГАММА
- Теория цвета. Основы.
- Цветовые гаммы и сочетания.
- Ахроматическая гамма.
- Монохроматическая гамма.
- Цветовой круг, гармонии и колориты
- Цветовые гармонии
- Колориты
- Цветовые гаммы
- Заключение
- «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
- Цветовое воздействие
- Субъективное отношение к цвету
- Контраст
- Контраст по цвету
- Контраст светлого и тёмного
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- Контраст по насыщенности
- Контраст по площади цветовых пятен
- Форма и цвет
- Выразительность цвета
Цветовая гамма и ее значение в дизайне
Цветовой гаммой называется совокупность оттенков и цветов, которые гармонируют между собой, то есть, их можно использовать вместе для оформления интерьера, покраски автомобиля, или какого-либо другого предмета – в общем, для разработки дизайна, и они, сочетаясь между собой, не будут « мозолить глаза ».
Подбор цветов является очень важной задачей, так как они могут непосредственно влиять на настроение человека и его физическое состояние: некоторые цвета имеют свойство раздражать нервную систему, а другие наоборот – успокаивают ее.
Даже существует такое направление в нетрадиционной медицине как « цветотерапия » — лечение и выявление некоторых психических расстройств с помощью цвета. Именно поэтому цветовая гамма, окружающая человека, не должна раздражать его, так как это влечет за собой нервное истощение и различные болезни.
Тепло и холод
Классификация цветовой гаммы, в зависимости от цветов и оттенков, которые они в себя включают, делится на две группы:
Выбор цветовой гаммы
Существует несколько способов осуществить корректный подбор цветовой гаммы:
Сочетание цветовой гаммы
Для того чтобы правильно понять правила, по которым определяется сочетание цветовой гаммы, необходимо воспользоваться цветовым кругом ( для наглядности ). Существует несколько видов сочетания цветов:
Данные секреты помогут создать корректную совместимость цветовой гаммы без особого труда. Просто нужно следовать правилам использования цветового круга.
Зачем нужна таблица сочетания цветов
Таблица сочетания цветов так же, как и цветовой круг, является удобным вспомогательным инструментом для дизайнера, так как в ней наглядно изображены группы гармонирующих друг с другом цветов:
Такая таблица совместимости цветовой гаммы дает возможность человеку, не владеющему дизайнерским талантом, правильно подобрать цвета для своего продукта, будь то деревянный комод или веб-сайт.
Выбор цветовой гаммы для сайта
Ни для кого не секрет, что оформление сайта имеет такое же большое значение, как и его контент. Поэтому разработчик должен учитывать данный аспект, чтобы ресурс был успешным. Если цветовая гамма для сайта подобрана корректно, то она будет располагать к себе посетителя, что даст возможность удержать его на данном ресурсе.
Выполнив следующие действия, можно с легкостью подобрать гамму для своего сайта:
Как работать с хроматическим кругом
Хроматический круг выступает вспомогательным инструментом для дизайнеров, перед которыми частенько возникает задача подбора цветовых гамм. В основе данного « устройства » лежат три основополагающих цвета: красный, желтый и синий:
Если попарно смешать основные цвета, то получатся еще три цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Как видно на картинке, изображение хроматического круга формируется из цветов первого, второго порядка и промежуточных между ними.
Таким образом, если дизайнеру или любому другому человеку понадобиться подобрать цветовую гамму так, чтобы она была скомпонована из гармонирующих цветов, то ему пригодятся такие вспомогательные инструменты, как цветовой круг, хроматический круг, а также онлайн-ресурсы по составлению цветовых гамм.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.
Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.
Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.
1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.
2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.
3)Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:
— триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.
— триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий. См. рис.14
— любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый.
Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.
Ахромотическая композиция. Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.
Полухромотическая композиция. Серый заменяется коричневым цветом.
Теория цвета. Основы.
Любой цвет имеет три измерения: тон, светлота и насыщенность. Все многообразие цветов можно наглядно представить в виде упрощенной трехмерной модели — цветового шара. Каждый цвет измеряется тремя осями: L, a, b.
Итак, рассмотрим каждое измерение подробно.
Светлота (значение, яркость) измеряется координатой L. Это вертикальная ось в середине шара, сверху располагается белый, снизу – черный цвета, между ними представлены все нейтральные серые полутона. Когда цвет двигается по оси шара вверх-вниз, меняется только его светлота. Ее можно представить в одномерном пространстве в виде шкалы серого.
Значения тона и насыщенности находятся в двухмерном пространстве, которое можно представить в виде цветового круга равномерной светлоты. Тон и насыщенность измеряются координатами a и b. Координата а проходит через красный и зеленый цвет, b через синий и желтый.
Тон (оттенок). В горизонтальном сечении шара или круге представлены все тона, одинаковые по светлоте. Двигаясь по окружности, мы достигаем разного значения тона.
Насыщенность (цветность). При движении вдоль радиуса меняется насыщенность. На внешней стороне окружности располагаются чистые, или спектральные цвета. Приближаясь к центру круга, спектральный цвет постепенно теряет насыщенность и смешивается с серым, тон и светлота при этом не меняются. И, наконец, в самом центре цвет теряет тон и становится ахроматическим. Все смешанные с серым цвета, расположенные между окружностью и центром цветового круга, называются неспектральными.
Цветовые гаммы и сочетания.
Рассмотрим различные виды гармоничных сочетаний, цветовые гаммы и палитры.
Ахроматическая гамма.
Вся ахроматическая палитра сосредоточена в вертикальной оси цветового шара и представляет собой плавный переход тонов серого от белого к черному. Ахроматические цвета используются в графике, черно-белой фотографии, интерьере. Все искусство работы в ахроматической гамме заключается в выборе формы и светлоты. Контраст между светлым и темным или, наоборот, плавность тоновых переходов – основные художественные приемы при работе с цветом. С помощью ахроматической гаммы делается акцент на форме или фактуре объектов, достигается успокаивающий или драматический эффект, энергичность или минимализм композиции. При неумелом выборе цветов ахроматическая гамма становится тусклой и невыразительной. Ахроматические цвета находятся в одномерном пространстве, из-за чего иногда выглядят плоскими.
Монохроматическая гамма.
Ахроматическую гамму можно представить в виде вертикальной шкалы с меняющимся значением светлоты. Тон и насыщенность, находящиеся в двухмерном пространстве, мы рассматривали в виде горизонтального круга. Теперь соединим все три параметра: светлоту, тон и насыщенность, но в другом двухмерном пространстве. Для этого представим себе другой круг, в виде вертикального сечения цветового шара. По вертикали меняется светлота, по горизонтали – насыщенность.
Если мы оставим одну половину цветового круга, например, с синим тоном, то получим монохроматическую гамму. Для монохроматической палитры можно взять любой тон, важно, чтобы этот параметр оставался неизменным, пока будут варьироваться светлота и насыщенность.
Если черно-белая фотография имеет ахроматическую гамму, то «сепия» — классический пример монохроматической гаммы. Добавляя всего один параметр – тон, мы получаем из одномерного цветового пространства двухмерное, а вместе с тем и более глубокую, богатую палитру. Вот почему вариант фотографии в тоне «сепия» выглядит более объемным и выигрышным по сравнению с черно-белым.
«сепия» отличается от черно-белой фотографии добавлением оранжевого тона
В использовании монохроматической гаммы легко подобрать оттенки и достигнуть общей гармонии, поскольку все цвета объединены одним тоном. Монохроматическая гамма используется в одежде для создания строгого и элегантного вида, хороша для создания фонов. Монохроматическая гамма в интерьере считается успокаивающей и наиболее подходит для спален, для других интерьеров используется с осторожностью, поскольку избыток одного цвета при длительном воздействии негативно влияет на психику. Монохроматическая палитра может быть контрастной или нюансной. Если насыщенность и светлота тона варьируются слишком слабо, цветовая гамма становится монотонной, вызывает скуку и подавленное состояние.
Цветовой круг, гармонии и колориты
Готова поспорить, что вы уже не только слышали о цветовом круге и видели его не однократно, но и использовали его в работе. Конечно, ведь это самый универсальный инструмент любого, кто так или иначе связан с цветом и понимание основ цветового круга — важнейший этап в изучении цвета.
Цветовой круг — это способ представления видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Сектора круга представляют собой определенные цвета, размещенные в порядке, близком к тому, в котором они находятся в спектре. В круг также был добавлен пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
В базовом цветовом круге, состоящем из 12 секторов, можно легко выделить первичные, вторичные и третичные цвета.
Первичные цвета палитры — это цвета, из которых можно получить другие, путем смешения между собой, но их невозможно получить из других цветов. Если говорить о цветовом круге, то первичными цветами будут красный, синий и желтый. В цифровом же пространстве первичными будут красный, синий и зеленый, что связано с механизмом восприятия цвета человеческим глазом
Вторичные цвета получаются путем смешения первичных. Из трех первичных цветов можно получить три вторичных: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый.
Третичные цвета получаются, соответственно, путем смешения первичного и вторичного цветов. Таких цветов можно получить уже шесть и называться они будут соответственно исходным цветам, например, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый или сине-зеленый.
Цветовые гармонии
Цветовой круг — это простейший и самый удобный инструмент для построения цветовых гармоний, ведь в нем наглядно можно подобрать необходимое количество цветов, которые будут наиболее выигрышно смотреться вместе.
В зависимости от того, сколько цветов необходимо подобрать, можно выделить следующий цветовые гармонии:
Колориты
Подобрав цветовую гармонию, также важно определиться с колоритом: каким по настроению будет цветовое сочетание, для какой аудитории оно предназначено и какой посыл должно донести. Именно эти вопросы решает цветовой колорит.
Существует четыре типа колорита: насыщенный, разбелённый, зачерненный и ломаный.
Насыщенный колорит характеризуется использованием насыщенных цветов (см. «Базовые понятия в колористике»): красного, синего, зеленого, оранжевого, зачастую также используются белый и черный цвета. Такой колорит используется в детских проектах, ведь дети реагируют именно на насыщенные чистые цвета, он прост и понятен.
Разбелённый колорит использует цвета, смешанные с белым цветом, так называемые оттенки (см. «Базовые понятия в колористике»). Такой колорит более нежный, приглушенный, спокойный и используется в там, где нет накала страстей и никакой внутренней борьбы.
Зачернённый колорит использует цвета, смешанные с черным, то есть тени (см. «Базовые понятия в колористике»). Этот колорит используют в дорогих статусных проектах, чтобы подчеркнуть их исключительность.
Ломаный колорит использует тональности (см. «Базовые понятия в колористике»), то есть цвета, смешанные с серым. Это, пожалуй, самый сложный колорит, он встречается реже других. Такой колорит характерен для сложных глубоких проектов для творческих людей с богатым воображением и развитой фантазией.
Цветовые гаммы
В завершение, давайте разберемся с понятием цветовая гамма. Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Существует три типа цветовых гамм: холодная, теплая и нейтральная или смешанная.
В холодной гамме преобладают холодные цвета: синий, зеленый, фиолетовый. В теплой, соответственно, теплые цвета используются в большинстве: красный, желтый оранжевый. В нейтральной или смешанной гамме нет перевеса ни теплых ни холодных цветов, они используются пропорционально.
Обладая прочными знаниями о цветовом круге и навыком его использования, можно легко составлять цветовые гармонии невероятной красоты и создавать проекты, потрясающие воображение.
Заключение
«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной» (Поль Сезанн)
Цвет — это иной мир, существующий рядом с нами, но так до конца и не изученный. Конечно, невозможно охватить все аспекты работы с цветом в рамках короткого курса. Однако владение основами и понимание базовых терминов и принципов колористики намного упростит взаимодействие с этим прекрасным и таинственным миром цвета.
Надеюсь, та малая часть информации о цвете, которую вы почерпнули из нашего курса, вдохновит вас на исследование и изучение других вопросов в области цветоведения и работы с цветом: психология цвета, семантика цвета и цвет в различных культурах мира. Изучайте цвет, работайте с цветом и, главное, не бойтесь цвета.
«Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
Подробный гайд по теории цвета Иоханнеса Иттена.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В 1961 году он впервые опубликовал книгу «Искусство цвета», до сих пор не потерявшую своей актуальности.
Самое популярное изобретение Иттена — цветовой круг, с помощью которого можно находить хорошие сочетания. Но это лишь часть его теории — дизайнеру важно уметь не только правильно подбирать цвета, но и учитывать в своей работе оптическое воздействие цвета.
Публикуем основы теории из книги «Искусство цвета». Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Цветовое воздействие
Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:
Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.
Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.
Субъективное отношение к цвету
Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.
Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:
Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.
Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.
Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:
Если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.
Контраст
Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов:
Контраст по цвету
Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя.
На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности:
Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:
Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный Анри Матиссом чистыми цветами — красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
Контраст светлого и тёмного
Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения.
Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:
Чистый, насыщенный жёлтый цвет весьма светел. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие — блёклые и ослабленные. Только достаточно тёмный красный цвет может излучать свою силу, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет её.
Когда художник работает с контрастом светлого и тёмного, он старается выдержать его в двух, трёх или четырёх основных тональностях. У разных частей картины могут быть тональные различия, но в главных группах их важно сделать согласованными и понятными, чтобы композиция не потеряла организованность, ясность и силу.
Как пример демонстрации принципа контраста светлого и тёмного Иттен рекомендует среди прочих работу Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом»:
Контраст холодного и тёплого
Согласно теории Иттена, самый тёплый цвет — красно-оранжевый, а самый холодный — сине-зелёный. Эти цвета Иттен называет полюсами контраста холода и тепла:
Остальные цвета спектра в контрасте тёплого и холодного работают так же, как оттенки серого в контрасте светлого и тёмного. В зависимости от окружения они могут восприниматься как теплее, так и холоднее:
Такой контраст часто использовали при работе над религиозными сюжетами и оформлением храмов. Например — витражи Шартрского собора основаны на символическом контрасте красного и синего, а благодаря солнечному свету их цвета постоянно разные:
Контраст холода и тепла применялся не только в религиозных работах:
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых цветов.
Ещё один пример использования контраста холодного и тёплого — картина Моне «Лондон, парламент, эффект солнца в тумане»:
Контраст дополнительных цветов
Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:
Дополнительные цвета на картинах не теряют интенсивность рядом друг с другом, а их композиция получается статически стойкой.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пример использования контраста дополнительных цветов — картина Ян ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»:
Симультанный контраст
Симультанный цвет — тот, который мы видим на стыке двух цветов. В книге Иттен приводит пример упражнения: внутри цветного пространства есть серый квадрат, в котором наш глаз начинает видеть оттенки дополнительного цвета к основному:
Такой эффект помогает художнику вызвать у зрителя чувство возбуждения и интереса, так как один и тот же цвет будет казаться разным каждую секунду. Один из способов избежать симультанного контраста — подмешать цвет фона в дополнительный объект:
Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.
Пример использования симультанного контраста — картина Ван Гога «Ночное кафе»:
Контраст по насыщенности
Помогает художникам выделять главный объект композиции. Изображения ниже дают представление о том, как насыщенные цвета выделяются на фоне блёклых:
Блёклые цвета — главным образом серые — кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретёт некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.
Пример использования симультанного контраста — картина Жоржа де Латура «Новорождённый»:
Контраст по площади цветовых пятен
Контраст можно выразить не только оттенком цвета, но и его количеством в композиции. Для гармонии Иттен предлагает пользоваться шкалой цветовой светлоты Гёте, но учтите, что они приблизительны, поэтому в работе ориентируйтесь на глаз.
Уровень светлоты цветов по шкале Гёте: фиолетовый — 3, синий — 4, зелёный — 6, красный — 6, оранжевый — 8, жёлтый — 9.
Соотношения светлоты некоторых пар дополнительных цветов:
На эти данные можно опираться при создании композиции на основе цветовых пятен. Следует учитывать, что чем светлее цвет, тем меньше места он должен занимать. Например, жёлтому можно уделить лишь одну четвёртую всего пространства композиции с фиолетовым:
Красный и зелёный обладают равной светлотой и в одинаковых пропорциях создают устойчивое сочетание. Но если красный представить в минимальном количестве, по закону симультанного контраста он будет больше привлекать к себе внимание:
Благодаря применению двух усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвящённом контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций.
Пример использования контраста по площади — картина Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»:
Форма и цвет
Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.
Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.
Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.
Круг — вечное движение духа, синий цвет.
Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:
Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.
Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.
Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.
Выразительность цвета
Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.
В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:
Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.
Лето — зелёный, синий, красный.
Осень — коричневый и фиолетовый.
Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.
Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:
Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.
Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media